Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава II настоящей церкви, о чем просили его и промышленники-поморы: «Где церковь православная - там и земля родная». К тому времени и многие лопари «окрест рек Печенги и Пазреки», покоренные кротостью, смирением и любовью Митрофана, уверо вали в Истинного Бога и желали принять святое Крещение, а иные задумывались и об иноческих обетах. «Но святым Крещением их не просветил, понеже не имел Преподобный иерея». Так объясняет Житие, хотя известно, что, если нет в округе священника, то «в случае нуж ды может крестить и каждый мирянин и даже женщина»1. Причина невозможности для Митрофана совершать Таинство Крещения, надо полагать, была иного, канонического рода. В 1530 г. соработник Трифона иеродиакон Феодорит, вернув шийся из Кандалакшских пределов и теперь трудившийся над оглашением кольских лопарей, надумал идти к Новгородскому Владыке, просить благословения на строительство Благовещенской церкви в Коле2. Вот с ним-то впервые после многолетнего пустынно жительства решился и Митрофан идти на поклон к архиепископу, в родные Новгородские пределы («и оттоле обратися к Нову Граду»), Житие как причину этого хождения называет ту же необходимость, что и у Феодорита, - «у архиепископа взять благословенную грамоту» на постройку церкви. Да, конечно, получение благословения на строительство храма ка нонически весьма важно3, но, думается, для Митрофана главная при чина все же была иной. Причина эта - потребность воссоединиться с Церковью, прибегнуть, наконец, к спасительной силе Церковных Таинств Покаяния и Причастия и получить архипастырское благо словение на нынешнюю свою миссионерскую деятельность. Таковыми были главные побудительные мотивы выхода отшельника в мир. И еще одно надо понимать: прошло уже 17 лет с момента начала покаянного пути Трифона в лопарских пустынях. Думается, книжник Феодорит в те долгие зимние вечера, когда «пребывали они вкупе», подробно просветил Митрофана в канонических правилах Русской Православной Церкви. В частности, рассказал о том, что в соответ ствии с Апостольскими правилами и правилами Василия Великого, 1 Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима. Троице-Сергиева Лавра, 1996. Т. 2. С. 593. 2 См.: Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный Феодорит Кольский... С. 60-63. 3 «Никто церковь не может основать, ниже каменную, ниже деревянную, кроме самого епископа. Аще кто дерзнет без благословения епископа начать церковь создавать, изверже нию подлежит...» (Требник. М., 1984. С. 27.) 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz