Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II настоящей церкви, о чем просили его и промышленники-поморы: «Где церковь православная - там и земля родная». К тому времени и многие лопари «окрест рек Печенги и Пазреки», покоренные кротостью, смирением и любовью Митрофана, уверо­ вали в Истинного Бога и желали принять святое Крещение, а иные задумывались и об иноческих обетах. «Но святым Крещением их не просветил, понеже не имел Преподобный иерея». Так объясняет Житие, хотя известно, что, если нет в округе священника, то «в случае нуж­ ды может крестить и каждый мирянин и даже женщина»1. Причина невозможности для Митрофана совершать Таинство Крещения, надо полагать, была иного, канонического рода. В 1530 г. соработник Трифона иеродиакон Феодорит, вернув­ шийся из Кандалакшских пределов и теперь трудившийся над оглашением кольских лопарей, надумал идти к Новгородскому Владыке, просить благословения на строительство Благовещенской церкви в Коле2. Вот с ним-то впервые после многолетнего пустынно­ жительства решился и Митрофан идти на поклон к архиепископу, в родные Новгородские пределы («и оттоле обратися к Нову Граду»), Житие как причину этого хождения называет ту же необходимость, что и у Феодорита, - «у архиепископа взять благословенную грамоту» на постройку церкви. Да, конечно, получение благословения на строительство храма ка­ нонически весьма важно3, но, думается, для Митрофана главная при­ чина все же была иной. Причина эта - потребность воссоединиться с Церковью, прибегнуть, наконец, к спасительной силе Церковных Таинств Покаяния и Причастия и получить архипастырское благо­ словение на нынешнюю свою миссионерскую деятельность. Таковыми были главные побудительные мотивы выхода отшельника в мир. И еще одно надо понимать: прошло уже 17 лет с момента начала покаянного пути Трифона в лопарских пустынях. Думается, книжник Феодорит в те долгие зимние вечера, когда «пребывали они вкупе», подробно просветил Митрофана в канонических правилах Русской Православной Церкви. В частности, рассказал о том, что в соответ­ ствии с Апостольскими правилами и правилами Василия Великого, 1 Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима. Троице-Сергиева Лавра, 1996. Т. 2. С. 593. 2 См.: Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный Феодорит Кольский... С. 60-63. 3 «Никто церковь не может основать, ниже каменную, ниже деревянную, кроме самого епископа. Аще кто дерзнет без благословения епископа начать церковь создавать, изверже­ нию подлежит...» (Требник. М., 1984. С. 27.) 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz