Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 2. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его активного миссионерства плоть мою, оскорбляющие и враждующие на меня, то они изнемогут и падут» (Пс. 26, 2). И действительно, потрясенные тогда многочислен ными чудесами, язычники приняли крещение на берегах Онежского озера, а некоторые из лопарей пожелали и монашеского пострига. Так и преподобный Трифон, вдохновенно и смело возвещавший весть о спасении на берегах Студеного моря, не был оставлен Божест венным попечением и сподобился многих чудесных дарований. «Гос подь Бог многократно от рук желающих крови и смерти Преподобного чудесным образом спасал, своим Божиим мановением наставляя сокры- ватися в горах и в расселинах каменных... Иногда Святой проходил сквозь них, злобою ослепленных, и не видим им был». Когда же пропове довал «о дьявольском их пленении и об омрачении их обличал, призывая к Царствию Божьему, к Единому Царствующему над всем», то многие из народа «из уст его яко светлость огня видевшие исходящую, диви- лися и на лицо его святое, как у ангела зряще, начинали сердца своего жестокие образы умягчать и семя Слова Божия в него принимать». Так среди общей массы язычников стали появляться сочувствую щие, которые уже возражали против убиения святого благовестника: «Не имеем в нем вины; глаголет нам он о добре, о Царствии Божием, смерть нарицает сном, да не уснем, а воскреснем, так что пока оста вим его, но если вину какую обрящем, уж тогда страшною смертию убием его; и изгоняли его, как хулителя их слепоты и жизни омрачен ной... Преподобный же от сонма их уходя, радовался, что за проповедь во имя Иисуса Христа воспринял биение и многое безчестие». Это был долгий и изнурительный труд просветителя. Полночные земли зачарованной Похьёлы, древнее колдовское Лукоморье, нехо тя и упорствуя, расставались с языческим мраком безбожия. «В том благовестии святый муж доброго желания потрудился немало лет». О б одиноком подвижнике и его часовенке в дремучем лесу заго ворили. «Русские рыбопромышленники, каждое лето посещав шие Мурманский берег, стали охотно наведываться к часовне Пре подобного и уделяли десятую часть со своего улова»1. Прослышали о святом месте и богомольцы, приходившие в Соловецкий монастырь, и наиболее усердные из них стали добираться и до Печенги. Счита лось хорошим делом унести с собой пучки травы, собранной вокруг часовенки и кельи отшельника. Многие жертвовали «на помин души». Постепенно у Митрофана стали собираться средства на устройство 1 Филиппов А. М. Русские в Лапландии в XVI веке... С. 263. 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz