Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава II преподобному Стефану Пермскому1. Но в этой связи интересно наблю дение нейтрального очевидца - журналиста Архангельских губерн ских ведомостей, опубликованное в 1861 г. в его заметке «О печенг- ских лопарях»: «Другое обстоятельство, на которое нахожу нужным обратить внимание читателя, - это развитая здесь плешивость. Головы многих лопарей буквально голы, как ладонь. Явление это я встречал, правда, и в других погостах, но гораздо реже, чем в Печенге»2. Преподобный неоднократно подвергался смертельной угрозе, «но Бог хранил его. Когда он приходил к ним (лопарям), они отводили его на ночлег к медвежьей берлоге, подмешивали сору и всякого зелья в еду и питье, которое он употреблял, и всячески мучили его»3. И конеч но же, более всего применяли излюбленный прием бесовский - вся ческие устрашения: «яко львы, на благовестника Христова рыкаху и яко медведи ревуще и различно страшаще». И, надо думать, искусство так называемой «боевой магии»4 - «чарований бесовских» было ис пользовано лопарскими нойдами (колдунами) в полную силу. С этим лопарским искусством «страшащих видений» впервые стол кнулся еще в 1352 г. на берегах Онежского озера и самый первый про светитель лопарского племени преподобный Лазарь Мурманский5. Как позже рассказывал своим ученикам авва Лазарь, помимо того, что «мно гие скорби и биения и раны претерпел я от тех звероподобных мужей», еще они, «окаянному знанию бесовскому приобщенные, многие мечты и видения мне делали». Интересно, что и в те времена требование языч ников было тем же: «Калутере (старец, монах), отрекись от места сего... И хотели меня сыроядцы убити и тело мое в еду себе сотворить»6. Господь не оставил преподобного Лазаря без своей помощи, по сло вам Писания: «Когда приступят ко мне злобствующие, чтобы пожрать 1 См. об этом: Прохоров Г. М. «Святитель Стефан Пермский». СПб. 1995. 2 Соловьев К. Очерки Архангельской губернии // Архангельские губернские ведомости. Арх., 1851. №3. 3 Филиппов А. М. Русские в Лапландии в XVI веке... С. 263. 4 Возможности использования против неприятеля колдовских приемов («боевой ма гии») лапландцев в XVII в. всесторонне изучались учеными Шведского Королевства (см.: Scheffer, Iohanne. The History of Lapland. Gerhard, 1674). 5 Преподобный Лазарь Мурманский (1286-1391 гг.), грек, постриженик Высокогорского монастыря в Константинополе. В 1348 г. отправлен с поручением из Кесарии в Новгород, где остался подвизаться под началом Новгородского епископа Василия. По смерти Владыки, по знамению Божьему, удалился на Север, к острову Онежского озера под названием Мурма. Здесь «около Онеги жили Лопь и Чудь, страшные сыроядцы. Много скорбей, биений, ран и досад претерпел он от этих звероподобных людей» (Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые... С. 60). Заступничеством Божьей Матери преподобный Лазарь выстоял. Основанный им Успенско-Онежский Муромский монастырь просуществовал до XX в. Ныне возрожден. 6 Харузин Н. Н. Русские лопари... С. 18. 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz