Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 2. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его активного миссионерства преподобного Феодорита1, надо полагать, князь был достаточно ос­ ведомлен о исихастской практике «заволжского старчества», и его замечание раскрывает один из ее принципиальных аспектов. Путь исихаста - путь восхищения его духа в область явлений духовного мира. Вторжение подвижника в эту область приводит к неизбежному столкновению с силами «князя, господствующего в воздухе» (Еф. 2, 2) и вынуждает человека вступать в «брань с вражескими силами: види­ мыми и невидимыми, имеющими космические измерения. Эта брань предшествует восхищению и просвещению нетварным Светом, что и является победой, имеющей сверхмирную перспективу»2. Лопари, испокон веку живущие в постоянном, будничном общении с духами нечистыми, прибегая к их помощи во всех своих житейских бедах и нуждах, надо понимать, находились в полной их власти и с неизменной готовностью творили волю бесовскую, исполняя любое повеление этих «духов злобы поднебесных». Житие хорошо переда­ ет, что началось с лопарями, как только в этих мрачных, колдовских местах раздалось Евангельское благовестие: «разъярялись яко звери, неисповедимые делая пакости праведнику Божию, за власы таская, и о землю метая, и толкая и избивая и вопяще на него, что если от пределов их не изыдет и попробует еще к ним подойти, то примет горькую муку и саму смерть примет». Об этом периоде проповеди Трифона сами лопари еще в начале XX века вспоминали: «Народ лопарский не хотел принимать святое крещение и делал разные неприятности св. Трифону. Раз собрались большой толпой к нему, и когда преподобный Трифон вышел, они схватили его за волосы и долгое время волокли его, вследствие чего он оплешивел. Бог наказал лопарей за это и сделал так, что между лопарями теперь много плешивых (Масельга, Нотозеро, Сонгелы)»3. Можно было бы упомянутое предание отнести к одной из многих этнографических легенд - такой же, как легенда о подслеповатых жи ­ телях пермских земель, наказанных таким образом за противление 1 «Речи старца от Спаса из Ярославля, попа черного, отца духовного Курбского» (Шмидт С. О. Описи Царского архива XVI в. и архива Посольского приказа за 1614 г. М., 1960. С. 38). 2 Архимандрит Захария (Захару). Христос как путь нашей жизни. Введение в богосло­ вие старца Софрония (Сахарова). М., 2002. С. 221. 3 Харузин Н. Н. Русские лопари... С. 210. Неизвестно, в какой мере упомянутое преда­ ние отражает реальные события, сопровождавшие евангельскую проповедь Трифона. Что же касается плешивости, то Господь отметил ею северных аборигенов много раньше, пос­ кольку еще историк древности Геродот писал о них: «Народ же оной есть плешивы родятся, и называют их аргинеи. И тако далеко мир и земля известны» (цит. по: Татищев В. Н. Из­ бранные труды по географии России. М., 1950. С. 44). 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz