Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 2. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его активного миссионерства преподобного Феодорита1, надо полагать, князь был достаточно ос ведомлен о исихастской практике «заволжского старчества», и его замечание раскрывает один из ее принципиальных аспектов. Путь исихаста - путь восхищения его духа в область явлений духовного мира. Вторжение подвижника в эту область приводит к неизбежному столкновению с силами «князя, господствующего в воздухе» (Еф. 2, 2) и вынуждает человека вступать в «брань с вражескими силами: види мыми и невидимыми, имеющими космические измерения. Эта брань предшествует восхищению и просвещению нетварным Светом, что и является победой, имеющей сверхмирную перспективу»2. Лопари, испокон веку живущие в постоянном, будничном общении с духами нечистыми, прибегая к их помощи во всех своих житейских бедах и нуждах, надо понимать, находились в полной их власти и с неизменной готовностью творили волю бесовскую, исполняя любое повеление этих «духов злобы поднебесных». Житие хорошо переда ет, что началось с лопарями, как только в этих мрачных, колдовских местах раздалось Евангельское благовестие: «разъярялись яко звери, неисповедимые делая пакости праведнику Божию, за власы таская, и о землю метая, и толкая и избивая и вопяще на него, что если от пределов их не изыдет и попробует еще к ним подойти, то примет горькую муку и саму смерть примет». Об этом периоде проповеди Трифона сами лопари еще в начале XX века вспоминали: «Народ лопарский не хотел принимать святое крещение и делал разные неприятности св. Трифону. Раз собрались большой толпой к нему, и когда преподобный Трифон вышел, они схватили его за волосы и долгое время волокли его, вследствие чего он оплешивел. Бог наказал лопарей за это и сделал так, что между лопарями теперь много плешивых (Масельга, Нотозеро, Сонгелы)»3. Можно было бы упомянутое предание отнести к одной из многих этнографических легенд - такой же, как легенда о подслеповатых жи телях пермских земель, наказанных таким образом за противление 1 «Речи старца от Спаса из Ярославля, попа черного, отца духовного Курбского» (Шмидт С. О. Описи Царского архива XVI в. и архива Посольского приказа за 1614 г. М., 1960. С. 38). 2 Архимандрит Захария (Захару). Христос как путь нашей жизни. Введение в богосло вие старца Софрония (Сахарова). М., 2002. С. 221. 3 Харузин Н. Н. Русские лопари... С. 210. Неизвестно, в какой мере упомянутое преда ние отражает реальные события, сопровождавшие евангельскую проповедь Трифона. Что же касается плешивости, то Господь отметил ею северных аборигенов много раньше, пос кольку еще историк древности Геродот писал о них: «Народ же оной есть плешивы родятся, и называют их аргинеи. И тако далеко мир и земля известны» (цит. по: Татищев В. Н. Из бранные труды по географии России. М., 1950. С. 44). 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz