Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
погоста Печенгска зимня. На карте владений Трифоно-Печенгского монастыря начала XX в. это поселение обозначено как погост Печенг ский. В наше время здесь находится поселок Корзуново. Место это так и осталось для него самым дорогим и памятным. Позже, в 1530 г., когда Митрофан приступил к созданию «монасты ря первоначального», то Свято-Троицкую монастырскую церковь он поставил несколько ниже по течению, там, где в Печенгу впадает река Мана и где место более уединенное1. Это и понятно - надо было отде лить лопарей-монахов от их родового лопарского поселения. В наше время недалеко от этого монастырского места разместился поселок Луостари (по-фински - монастырь). Позже, когда основной монастырь к 1550-м гг. переместится в устье Печенги, эта церковь окажется не более чем приходской для зимнего Печенгского лопарского погоста. В истории же это место будет назы ваться как «место первоначальное Печенгского монастыря». Описывая все то, что осталось здесь через 90 лет, царский писарь Алай Михалков в 1610 г. запишет: «После немецких людей приходу... здесь место цер ковное Живоначальныя Троицы, да тут же лежит начальник Печенг ского монастыря строитель Трифон, а над ним сделана часовня»2. Так непростая и бурная история древнего монастыря на Печенге началась и закончилась Троицкой часовенкой у лопарского погоста. И так, Митрофан приступил к лопарям Печенгского погоста с проповедью Слова Божьего. «Начал любезно сказывать о сле поте их и о диаволъском омрачении». Вот тут-то он в полной мере и уяснил суть предупреждения апостольского о необходимости пребы вать «во вся оружия Божия, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6,13), ибо «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). А также с благодарностью вспомнил науку умного молитвенного де лания, что преподал ему Феодорит, науку «храбрых воинов Христовых, яже воюют против начал властей темных, миродержцев века сего»3. Заметим по ходу, что приведенные выше слова князя Андрея Курбского вовсе не поэтическая метафора. Будучи духовным сыном Глава II 1 «На усть реки Маны монастырь Печенгской первоначальный, а в нем церковь дере вянная ж Троицы Живоначальные...» (Харузин Н. Н. Русские лопари... Приложение № 2. Писцовая книга Алая Михалкова «Кольский острог». С. 432). 2 Харузин Н. Н. Русские лопари... Приложение № 2. Писцовая книга Алая Михалкова «Кольский острог». С. 432. 3 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 325. 8 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz