Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 2. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его активного миссионерства проповеди на лопарском языке Митрофан приобрел в совместных с Феодоритом опытах живого общения с лопарями. Примерно в 1524 г. подвижники разделились и приступили к ог­ лашению лопарского народа в двух различных районах его обитания. Причина их расставания, скорее всего, чисто практического характера. Учитель Феодорит почувствовал, что Митрофан достаточно укрепил­ ся духом и вполне готов к самостоятельной Евангельской проповеди среди язычников. Однако нельзя исключить и фактор весьма «слож­ ного» характера старца Митрофана. Митрофан возвращается в места своих покаянных первоначальных скитаний - в район реки Печенги. Он идет к своим давним знакомым, к лопарям из обнаруженного им ранее поселения в устье реки Маны (На- майоки). Это там, где на картах издревле обозначается место зимнего лопарского погоста, или «Печенска зимня»1. Именно поэтому в неко­ торых отечественных и зарубежных исследованиях 1524 г. справедливо считается годом прихода Трифона на проповедь в Печенгские края2. Феодорит в это время направляется с проповедью в районы реки Нивы, к Кандалакшскому заливу, в места обитания Лешей Лопи и Лопи Верхней Земли. Здесь уже в 1526 г. он добивается видимых успе­ хов, строит церковь и готовит многих «лоплян ко крещению». Об этих событиях мы знаем из Ростовской летописи: «К жителям Киндолаж- ской губы, или лопарям, великий князь посылал священника и диа­ кона. Сии, нашедши у них много уже знания о христианстве, вскоре многих крестили и воздвигли храм во имя Рождества Иоанна Крес­ тителя и в память духовного рождения крестившихся»3. Митрофан же вернулся на «приморие великого океана, в часть нор­ вежской земли, разжегшийся желанием» просветить светом веры Хрис­ товой любезных ему печенгских лопарей. «Тогда задумал он построить небольшую часовенку. Сам рубил для нее бревна в печенгском лесу и носил их на своих плечах. В этой часовне поставил иконы, им же самим написанные»4. Часовенку эту Митрофан поставил у лопарского 1 Огородников Е. Мурманский и Терский берега по «Книге Большого Чертежа». СПб., 1896. С. 53. 2 См., например: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые... С. 554; Валинг Т. Гортер-Гренвик. Часовня святого Георгия и история Русской Православной Церкви в се­ верной Норвегии. Вадсе, 1989. С. 13. 3 Начертание Церковной истории от Библейских времен до XVII в. Отд. II. СПб., 1877. С. 440. С позиции церковной практики, дьякон для Таинства Крещения не нужен вовсе. Однако объяснить эту странность можно, предположив, что в данном случае речь идет о самом Феодорите, иеродьяконе. Священник, по всей видимости, иероинок Илия, хорошо известный по летописям миссионер и доверенное лицо Новгородского владыки Макария. 4 Печенгский монастырь, ныне исчезнувший с лица земли... С. 4. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz