Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 2. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его активного миссионерства Здесь, видимо, необходимо коснуться вопроса идентификации «старца Митрофана», упомянутого Курбским, и Трифона. По мнению ряда исследователей, обозначение «старец» у Курбского означает, что Митрофан был монахом, и это вступает в противоречие с предполо­ жением о том, что Митрофан - мирское имя Трифона, которое он носил до пострига. На наш взгляд, слово «старец» нельзя прямоли­ нейно толковать лишь как монах. Даже по своей изначальной этимо­ логии оно никак не связано с монашеским постригом. Понятие старец, старчество изначально связано со зрелостью, мудростью, и в Ветхо­ заветные времена прочно связывалась с преклонными годами: «Ве­ нец славы - седина, которая находится на пути правды» (Притч. 16,31). ВXVI в., когда писал А. Курбский, старчество в значительной степени воспринималось уже не как следствие естественного старения чело­ века, а как процесс поиска этой духовной зрелости, путь обретения Евангельской мудрости. И этот путь, которым шли подвижники того времени, был тесно связан именно с пустынножительством. Потому-то Курбский в своей «Истории» о «Феодорите-пустыннике» так воспева­ ет «сладости пустынные» и пустынножительство, как «Божественного зрения плодовитый корень», и пустынная жизнь у него - «истинная содружебница с Богом сопряжения духовного»1. В этой связи можно сказать, что, например, такое понятие, как «заволжское старчество» - это не столько «заволжское монашество», сколько «заволжское пустынножительство». И Курбский в своей «Ис­ тории...» вовсе не связывает слово «старец» только с монашеством. О монашестве он чаще говорит, как о «мнихах», о «мнишеском ж и ­ тии». Если о монахах-подвижниках, то - как о «духовных мнихах», о «святых мужах». Упоминая Митрофана, встреченного Феодоритом в «той пустыне непроходимой», Курбский как раз и называет его «ста­ рец, пустынник»2. Рассматриваемое нами Житие преподобного Три­ фона слова «старец» вовсе не знает и, повествуя о постриге Трифона, именует его «праведный инок» и «знаменосец» (схимник). Думается, что прочное увязывание слова «старец» с понятием мо­ наха вообще произошло несколько позже, когда пустынножительства уже практически не существовало, но авторитет старцев-пустынников прошлых лет остался3. Современный Толковый словарь упоминает 1 Курбский А. История о Великом князе Московском. С. 330. 2 Там же. С. 332. 3 Нечто подобное можно наблюдать и в современной практике, когда в обращении сло­ во «матушка», имевшее вполне определенное назначение в недавнем прошлом, пытаются усвоить всем без исключения монахиням. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz