Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 2. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его активного миссионерства ловецком рукописном сборнике «Сад спасения» упоминается почти дословно: «.. .быша сии родове лопари яко зверие дикие»1. Ж итие реально описывает первые контакты Митрофана с ло­ парями. Задумаемся, о чем может одинокий пришелец пы ­ таться заговорить с чужими ему людьми, населяющими этот край. Видимо, о каких-то элементарных вещах, взаимных интересах, об об ­ мене чего-либо на что-либо. Бхть предание, что первое время свое­ го пустынножительства Преподобный занимался рыболовством2. Но автор Жития, следуя им же созданному образу святого юноши- просветителя, вынужден как бы извиняться в том, что, по «описа­ нию самовидцев», Печенгский миссионер вовсе не сразу приступает к проповеди и оглашению лопарей, и поэтому дела торгового обмена («беседы о куплях») старается представить этакой хитрой уловкой Митрофана. И, подгоняя свой идеальный образ юного святого под­ вижника под такую неподходящую, мирскую информацию о нем, пи­ шет: «Преподобный Трифон еще прежде иночества чистым сердцем, истинный инок духом, умыслил близ той реки Печенги обретающимся ту лопарям начать, якобы, творить беседы о куплях». Но автор быстро преодолевает эту досадную, мирскую деталь и уж больше не сдерживает себя и в полную силу цитирует Житие Стефа­ на Пермского3. «Начал любезно сказывать о слепоте, о дьявольском омрачении, о Истинном в Троице славивом Боге, и о создании мира, о потопе, о рассеянии языков, и о Аврааме и Моисеевом законе, пророках, псалмах...» и так целая страница Священной истории и церковных догматов. Видимо, автор слишком доверился средневековому закону агиографического уподобления: один миссионер, по представлениям книжников того времени, должен действовать как другой миссионер, его великий предшественник. В данном случае такая прямолинейная «поэтика уподобления» совершенно не учитывает того, что просвети­ тель зырян святитель Стефан Пермский еще в юности долго учился в Ростове при архиерейском доме и столь же долго готовился к пропове­ ди среди язычников, изучая их язык. Также не исключено, что на жи­ тие Трифона наложились факты проповеднической деятельности бого­ слова, книжника и знатока многих языков Феодорита Кольского. 1 Сад спасения. Рукопись Соловецкого монастыря // Книжное собрание Мурманского областного краеведческого музея. № 308. С. 91. 2 Харузин Н. Н. Русские лопари... С. 38. 3 «Автор, по всей вероятности, вдохновлялся Епифаньевым Житием Стефана Пермско­ го» (Голубинский F,. F.. История Русской Церкви. М., 1997. Т. 2. С. 858). 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz