Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава II Поклонение лопарскому идолу - сейду. Из книги Иоанна Шефферуса из Страсбурга «История Лапландии». Опубли кована в 1674 г. и ночных нетопырей ("летучих мышей) и иных ползающих животных, и едящие все нечистое и скверное». Действительно, во времена Трифона в верованиях лопарей имело место особое отношение к змеям. Считалось, что они имеют свою единую «цивилизацию», собираются на «суды», выносят приговоры, в том числе и людям. Однако об особом поклонении змеям и летучим мышам - таковых сообщений у исследователей не находим1. Таким образом , характеристика лопарских верований достаточ но поверхностна и верна лишь в одном - «почитаху бесов». Главный же культ лопарей - поклонение камням-сейдам - не упомянут. Так же не отмечено и особо уважительное, почтительное отношение к медведю. Похоже, что автор не слишком вникал в особенности лопарских верований, а просто использовал известную стандартную средне вековую формулу: «яко зверие дикие». Например, в знаменитом со 1 См.: Харузин Н. Н. Русские лопари (Очерки прошлого и современного быта) // Известия имп. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. М., 1890. Т. 66. С. 206. 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz