Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II угрожают и пугают подвижника, требуя покинуть им принадлежащие земли. В дальнейшем возможны и тяжкие побои, и мучения, даже до полусмерти. При таких последствиях неизменно являлась помощь от Господа в виде благолепных старцев (обычно почивших подвижников этих мест) либо светозарных юношей, которые исцеляли и ободряли претерпевшего. Но были факты, когда обычные поселенцы пытались освоить Край­ ний Север без молитвы и помощи Божией, что кончалось трагически при столкновении с миром бесовским. Историк Козьма Молчанов в 1813 г. писал, что, по свидетельствам старожилов мезенцев, на Новой Земле в старые времена существо­ вала колония новгородцев рода Строгановых и что все они вымер­ ли, изведенные страшными существами: «...шаршитами - людьми с железными ногами и железными зубами. И это страшное их видение может быть смертоносно». Подробности эти оставили в предсмерт­ ных записях последние поселенцы, а также об этом свидетельствуют надписи на многочисленных могильных крестах1. Сам же Трифон об этих тяжелых столкновениях с силой нечис­ той в своем рассказе Симону ван Салингену не упоминает, учиты ­ вая его маловерие. Трифон сообщает ему лишь сухие факты о том, что для своего уединения «он в одном месте, вверх от Монкенфорта (Monkenfort - Форт Монахов) построил небольшую келью, взял с со­ бой иконы, перед которыми молился Богу, прожил там значительное время, вовсе не видя людей, не ел ничего, кроме рыбы, которую сам ловил, кореньев и ягод, которые собирал в лесу»2. «Прожил значительное время, вовсе не видя людей», записал Са­ линген слова Трифона. То есть опять мы видим противоречие с «искус­ ственным Житием» Трифона. Изначальная причина прихода Трифона «на приморие великого моря-окияна» была не «проповеди ради», и до встречи с Феодоритом, произошедшей спустя пять лет, «народ лопар­ ский» как объект миссионерства его не интересовал. О том, каков же был этот «народ лопарский», красноречиво выска­ зываются современники Трифона: «Ни один народ на земле не зани­ мается столько волшебством и чародейством, как лопари»3. Тяжек труд проповедника слова Божьего на земле Северной, ко­ ренное население которой пребывает во мраке тяжкого язычества, 1 Молчанов К. Описание Архангельской губернии, ея городов и достопримечательнос­ тей со многими древними историческими известиями и знамениями. СПб., 1813. С. 217. 2 Филиппов А. М. Русские в Лапландии в XVI веке... С. 302. 3 Середонин С. М. Сочинения Джильса Флетчера как исторический источник. С. 140. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz