Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖИТИЯ ПРП. ТРИФОНА ПЕРИОДА ЕГО АКТИВНОГО МИССИОНЕРСТВА §2 От Колы до ада только три версты. Поморская поговорка У стойчивость преданий о Северных, «полнощных» землях как о древней вотчине князя тьмы, где под мрачными скалами «пы лает огонь неугасимый», подкреплялась сообщениями путешествен ников, современников Трифона: «Видели в этих странах высочайшие горы, подобные Этне, постоянно извергающие пламя, и что в самой Норвегии многие горы разрушились от постоянного горения. Неко торые... утверждают, что там находится чистилищный огонь»1. Житие Трифона не обходит вниманием яростное противодействие темных сил преисподней спасительным переменам, наступившим в душе Митрофана и повествует о тяжелых и «бесчисленных» «пус тынных страхованиях», с которыми столкнулся здесь этот одинокий пришелец. Нестерпимо было князю бесовскому, торжествовавшему уже свою окончательную победу над Митрофаном, видеть эти очисти тельные слезы и молитвы кающегося грешника, предчувствовать, что зреет грозный воин Христов, стойкий боец с древней нечистью этих мест. Поэтому так нападает враг на Митрофана в устрашающих виде ниях бесовских. «В пустыни бесчисленно принял от бесов и от всяких пустынных страхований... препятствия». В Житиях соловецких подвижников более подробно описывают ся виды и образы действий сил бесовских в этих «пустынных стра хованиях». Они являются подвижнику в первые год-два в виде раз бойников, черных диаволов, воинов в доспехах, женщин в прекрас ных одеяниях или в жутком образе иных слуг князя тьмы. Сначала 1 Середонин С. М. Сочинения Джильса Флетчера как исторический источник. СПб., 1891. С. 138. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz