Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II «Преподобный же отец Трифон в той непроходной, дальней стране бе один пришелец». Да, это верно: Феодорит Кольский пришел в эти края позже, через пять лет (по Курбскому)1. Хронология событий жизни Феодорита была разобрана нами ра­ нее2, и время прихода его в северные пустыни определено как 1519 г. Следовательно, Митрофан добрался «в народ лопарский» в 1514 г. Эти пять лет - с 1514 до 1519 гг., до встречи с Феодоритом, в Житии опи­ саны весьма правдиво и ярко. Митрофан скитается по диким, безлюдным пустыням Крайнего Севера, осуждая себя на тяжкие испытания, изнуряя и терзая свое грешное тело голодом, холодом, зноем, мошкарой, ежедневной угро­ зой смерти от дикого зверя и всем тем, чем так богата суровая север­ ная земля. «Окрест выше писаныя реки Печеньги, бездомно и бескровно, по лесам и по горам и в пропастях земных скитался, странствуя». Здесь мы вновь отмечаем очевидную аллюзию на Священное Писа­ ние: в данном случае - это апостол Павел, Послание к Евреям: «...те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11, 38). Автор в дальнейшем весьма бережно относится к тексту Жития «самовидцев» и правдиво описывает этот период душевных мук Мит­ рофана, сердечного плача и горького покаяния. В той или иной сте­ пени слезы, молитва и покаяние в грехах являются обязательным мо­ тивом, топосом Житий, начиная с патериков. Но в Житии Трифона чувствуется нечто большее. «Непрестанно во слезах и молитвах и в сокрушении сердца пометая себя о землю перед Богом», - ярко пи­ шет автор, что еще раз заставляет нас вернуться к той мысли, что не благочестивым проповедником и просветителем лопарей явился в эти неприветливые, мрачные земли Митрофан - будущий Трифон, не о просветительских же трудах страдала и плакала душа его эти годы. Тяжкие грехи и слезное покаяние - вот что «пометает» его - могучего воина на «землю перед Богом» в сокрушении сердца. Надо заметить, что такое припадание к земле, «пометание о землю», весьма харак­ терно для человека, находящегося в состоянии острого переживания своей греховной немощи, предельного сокрушения сердца о своих грехах. Вспомним рассказ преподобной Марии Египетской: «Когда на меня находил такой соблазн похоти, то я повергалась на землю и об- 1 «Митрофан бе имя ему, пришедшего во оную пустыню пред ним за пять лет» (Курб­ ский А. История о Великом князе Московском. С. 332). 2 См.: Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный Феодорит Кольский... 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz