Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 1. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его юности Мы имеем в виду тропарь Канона, в котором отец Сергий совер шенно неожиданно сравнивает Трифона с мученицей Фомаидой (V в.): «Фомаиды преподобным целомудрию поревновав, чистоту, отче, при- тяжал». Такое сравнение монаха-пустынника с женщиной, пусть и мученицей, мягко говоря, не соответствует церковному этикету и жи тийным традициям. Поэтому, если бы речь шла лишь о подходящем примере целомудрия, то он легко мог бы быть найден среди святых мужского пола. Надо думать, архимандрит Сергий это, конечно, хоро шо понимал и допустил такую очевидную странность сознательно1. И в самом деле, в подробностях жития святой мученицы Фомаи ды вновь всплывают аналогии с историей атамана и его возлюблен ной из «предания лопаря Нила». Так же как сластолюбец Митрофан (по Фриссу) в порыве страсти зарубил свою любовницу Елену, так и мученица Фомаида была рассечена мечом домогавшегося ее сласто любивого блудника. И если в дальнейшем святая мученица своими посмертными явлениями исцеляла страждущих от блудных страстей, то, в свою очередь, и разбойник Митрофан, согласно преданию, был призван к покаянию и отречению от прошлой жизни неоднократными явлениями убиенной им Елены. Необходимо признать, что все сказанное выше - лишь попытка расшифровать смысловой подтекст приведенного тропаря и как-то объяснить упомянутую странность. Относясь лишь к аналогиям и ассоциациям, вышеизложенное может служить только косвенным доказательством правдивости известного предания. К ак мы уже отмечали выше, искусственная часть Жития завер шается фразой: «И прииде Преподобный на Приморие великого моря-окияна, в часть Норванския земли, в Кольский присуд, на реку Печенъгу, в народ лопарский». С этого момента житийная фабула в тексте рукописи приобретает определенную историческую досто верность. Так что, если отбросить «искусственное» начало и поздние обширные вставки аллюзий на Священное Писание, то в остальном своем фактическом материале Житие Трифона имеет много правди вых и реалистичных сведений. Чувствуется, что значительные части текста взяты непосредственно из «сведений, уцелевших в записках его благочестивых почитателей». 1 «...Тщательность, с которой Сергий подходил к каждому слову, говорит о существо вании в такой работе некоего важного смысла» (Сапожникова О. С. Слово на перенесение мощей митрополита Филиппа Сергия (Шелонина)... С. 355). 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz