Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II При этом следует подчеркнуть, что так часто упоминаемый в Ка­ ноне «мрак страстей», хотя и является, как мы показали выше, рас­ пространенным житийным топосом, но у Сергия (Шелонина) каждое слово к месту и строго индивидуально. Подтверждением тому - распо­ ложенный следом за текстом «Канона преподобному Трифону» текст «Канона преподобному Варлааму Керетьцкому, новому чюдотворцу», где ни разу даже не вспоминается что-либо похожее на «мрак страс­ тей». Но зато в этом каноне мы находим ясное указание о том, какой «мрак», каких именно страстей одолевал и с чем именно боролся быв­ ший воин Митрофан. В одном из тропарей Канона, касаясь весьма болезненной ситуации, сложившейся в отношениях Трифона с пришедшей к нему на Печенгу новой и довольно «буйной» монашеской братией, автор раскрывает внутреннюю причину этого конфликта. Потому эти монахи так «зле неукротимы, яко дивии звери», пишет Шелонин, что они «твоей ярос­ ти и острожелчию (гневливости) подобяшася». Ясно, что после таких свидетельств практически современника преподобного Трифона, со­ ловецкого книжника Сергия (Шелонина), говорить о правдивости житийной юности Печенгского старца просто не приходится. Более того, Шелонин, упоминая о ранее неизвестном, удивитель­ ном эпизоде в жизни Трифона, совместном его долгом плавании с преподобным Варлаамом «в пусте (в пустыне) моря», вновь касает­ ся этого «мрака страстей», все еще имевшего власть над Трифоном. Плавание это случилось уже после того, как Трифон принимает труд­ ное решение покинуть Печенгу, и эта их морская одиссея и долгое молитвенное общение самым благотворным образом сказались на процессе «духовного его исправления», «причастное (наследное) с ду­ ши очищающи». Выше мы касались скептического отношения историков к «роман­ тической истории» убийства Митрофаном своей возлюбленной Елены и, в свою очередь, подчеркнули, что рассказ преподобного Трифона, записанный голландцем Салингеном, ни в коей мере этой темы не касается. Хотя заметим, что вряд ли уместно ожидать в этой ситу­ ации и особых откровений от Трифона перед иностранцем в столь личных, деликатных вопросах. Также было бы странным надеяться, что в Каноне, посвященном прославленному святому, мы найдем ка­ кие-либо подробности о том, когда и чьей конкретно он «много крови пролил». В то же время, если вспомнить что Сергий (Шелонин) не только выдающийся книжник русского средневековья, но и редкий мастер прикровенных смыслов своих творений, то один из эпизодов в тексте непременно нас заинтересует. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz