Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 1. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его юности В равной степени такие набеги мог творить он и самостоятельно, тем более что в те времена подобная беззаконная практика была обычным делом как с российской, так и со шведской стороны. Вот, собственно, что мы узнали о юности Трифона из Сообщения Симона ван Салингена. Т еперь охарактеризуем информацию из упомянутого нами выше «Канона преподобному Трифону Печенгскому чудотворцу» в части, касающейся периода его юности. Главное, о чем свидетельствует текст Канона, - это о несоответствии описанной в Житии истории благочестивой юности Митрофана реальному образу грешника, при шедшего каяться в «дальнюю и незнаемую страну»1. Автор Канона Сергий (Шелонин) неоднократно характеризует главное духовное делание Трифона как борьбу с одолевавшим его «мраком страстей». Специалисты по древнерусским Житиям хорошо знают это выраже ние как одну из агиографических «формул», относящуюся к мирской жизни или бесовским наваждениям. Так, например: «темный мрак и томления лукавых помышлений», «попаляа душевныа страсти» - в Житии преподобного Корнилия Комельского; «имеюще ум страстен и нечист» - в Житии преподобного Павла Обнорского; «страсть злоб ную и вожделение злое» - в Житии преподобного Кирилла Новоезер- ского; «отжени от нас облак страстей» - в Житии преподобного Григо рия Пелыдемского; «со страстьми и похотьми распинаше плоть свою» (ср.: Гал. 5; 24) - в Житии преподобного Антония Сийского и многие иные примеры. В Каноне преподобному Трифону Сергий (Шелонин) ясно противопоставляет прошлую и новую жизнь Трифона в образах: мрак-свет. Так, например: «Отче преподобие Трифоне, страстей мрак разгнав и к свету добродетелей дошед», или «Разгнав страстей мрак, отче, и светел быв», или «Страстное поработил ecu плотское мудро вание (плотские чувствования, помышления)2». В другом тропаре ясно говорится о «невозвратном» отходе Трифона от прошлой жизни, в результате чего он от «злых ведущих» (тех, которые вели его раньше) «до конца уклонился». «Злые», как известно, на церковнославянском языке означают либо самих бесов, либо же дурные страсти, которым они потакают. Надо заметить, что понятия эти воспринимаются под час в аскетической практике как синонимы. 1 Канон прп. Трифону. Л. 94 об. (Здесь и далее до конца параграфа цитаты из Канона прп. Трифону выделены курсивом). 2 Здесь и далее по тексту примечания в цитатах, если это не оговаривается специально, принадлежат игумену Митрофану (Баданину). 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz