Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 1. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его юности ном его обретении не случайность, а явление того же порядка, что и обнаружение древненорвежского Списка убиенной братии монастыря, позволившего нам восстановить имена всех печенгских мучеников1 (см.: Приложения VII, VIII). Нет сомнений и в том, что в одном ряду, в цепи этих очевидных явлений Божьего Промысла стоит и недавнее открытие древнего Канона преподобному Трифону Печенгскому, счи тавшегося навсегда утерянным. И, более того, касаясь данного аспекта нашей работы, мы хорошо понимаем, что за всеми этими чудесными открытиями уникальных документов явным образом стоит молитвенное попечение священно- мученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского, омывшего своею кровью эту нынешнюю нашу возможность произвести более совершенное исследование, благодатно восполнив его труд о препо добном Трифоне Печенгском чудотворце. Говоря о привлечении нового исторического материала, еще раз подчеркнем, что свидетельства современников (и странно бы было это отрицать) заслуживают нашего приоритетного доверия. Потому спра ведливым было бы более бережное и внимательное отношение к сооб щениям именно очевидцев того времени. В этой связи незаслуженно обойдено вниманием важное замечание другого свидетеля - Генриха Штадена. В своих воспоминаниях, там, где идет речь о Печенге, он пишет, что основатель монастыря монах Трифон пришел «к этому месту в Лапландии через Норвегию и Вардегуз»2. Что вполне соответ ствует логике наших рассуждений. Из районов финской Остерботнии (откуда начал свой покаянный путь «на край земли» бывший «воин» Митрофан), двигаясь на Север, по известному торговому пути через озеро Инари, путник попадает именно в Норвегию, к Варангер-фиорду (см. схему на с. 71), туда, где крепость Вардегуз (нынешний городок Варде). Если бы шел он от Новгородских пределов, от Торжка (как по Житию), просвещать «земли полночные» российской окраины, то что ему было дальше искать в Норвежских пределах и зачем делать такой странный «крюк». Эти сведения о Трифоне Штаден получил из бесед с трифоновскими монахами на подворье Печенгского монастыря в Коле, где он в 1575-76 гг. ждал оказию для своего отбытия в Европу. Донесения Салингена и Штадена - сухие факты трезвых дельцов и профессиональных политиков, и именно в этом их ценность. Сообще ния эти носят в основном разведывательный характер и потому, как 1 См.: Старинный Датский документ о разорении Печенгского монастыря в 1589 г. // Сбор ник статей, читанных в Отд. русск. языка и словесности Академии наук. СПб., 1890. Т. 51. 2 Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника. М., 1925. С. 63. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz