Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 1. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его юности основательного». Доверившись информации «из третьих рук», смело «разоблачил» приводимые там сведения о Трифоне. При этом вовсе не предполагая, что Салинген описывает свою личную беседу с Три­ фоном и приводит в донесении дословный рассказ Преподобного о своей жизни. Это привело к тому, что отец Никодим допустил в своих высказываниях явную неправду, исказив текст «Сообщения...»1. Под влиянием высказываний архимандрита Никодима был по ­ вторно уточнен перевод донесения Салингена по подлиннику, хра­ нящемуся в Копенгагене в Датском Национальном Архиве2. Проверка подтвердила историческую основательность этого документа и до ­ статочную степень доверия к самому автору - голландскому купцу и датскому посланнику в России3. Думается, справедливо завершается рецензия на историческое ис­ следование о преподобном Трифоне, проведенное отцом архиманд­ ритом4: «Скороспелое суждение о. Никодима о донесении Салингена является только новым примером того, как нужно быть осторожным, когда судишь о достоинстве первоисточника не по личному знаком­ ству с ним, а по извлечениям, сделанным другими авторами»5. В какой-то мере эти огрехи и «скороспелость суждений» могут быть объяснены большой загруженностью архимандрита Никодима как писателя и исследователя. С 1893 по 1901 гг. помимо более пятидесяти научно-исследовательских статей в различных периодических изда­ ниях им было написано порядка двадцати отдельных книг. Кроме того, надо учесть и психологический момент. Так получи­ лось, что «Сообщение Симона ван Салингена» стало известно ш и ­ рокой публике в 1901 г., то есть одновременно с завершением и вы ­ ходом в свет обстоятельного исследования архимандрита Никодима, посвященного преподобному Трифону. Внезапное обнаружение в Национальном (бывшем Тайном) Королевском архиве в Копенгагене 1 По утверждению о. Никодима, не читавшего подлинного текста рассказа самого Три­ фона о своей жизни, Трифон был «оклеветан перед Салингеном неким «Сайденовым». Надо полагать, здесь имеется в виду «Федор Жиденов», или «русский философ Феодор», упоми­ наемый в тексте много позже, в котором исследователи справедливо признают прп. Феодо- рита, просветителя Кольского. Но для о. Никодима эта личность происходит из лопарских колдунов - «кебунов», «коих силу сломил прп. Трифон и которые всячески стремились уни­ зить Преподобного» (Никодим (Кононов), иеромонах. Архангельский патерик... С. 223). 2 Щербачев Ю. Н. Датский архив. Материалы истории Древней России, хранящиеся в Копенгагене. М., 1893. С. 132. 3 Филиппов А. М. Голландец Салинген в России в XVI веке // Литературный вестник. СПб., 1902. Т. IV. Кн. 6. С. 119-124. 4 Никодим (Кононов), архим. Преподобный Трифон, Печенгский чудотворец и его уче­ ники. Исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1901. 5 Филиппов А. М. Новые книги... С. 159. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz