Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
повторяет старые ошибки прежних исследователей»1. О том, что это был за материал, свидетельствует писатель и знаток истории Севера А. М. Филиппов, записавший эти данные весной 1902 г. со слов насто ятеля монастыря архимандрита Ионафана. Речь идет о копиях списков царских грамот, собранных отцом настоятелем в архиве Соловецкого монастыря, об уникальных документах, найденных престарелым игуме ном Полиевктом2в одном из куполов главного собора Никольского мо настыря близ Архангельска, а также о рукописной истории, присланной Н. Ф. Корольковым и составленной И. Ф. Токмаковым3на основании старинных документов из Московского Главного архива Министерства иностранных дел, и о другом ценном историческом материале. К сожалению, как в дальнейшем отметили упомянутые выше со- работники трудов отца Никодима, ни ссылок на эти документы, ни многих сведений из них упомянуто не было. Весь присланный мате риал «вскоре был возвращен по принадлежности». Также необходимо признать, что отдельные утверждения в трудах уважаемого отца архимандрита отличает излишняя поспешность в выводах. Так, например, упоминая труд иеромонаха Николая «Соло вецкий патерик» (1863 г.), где указывается, что «Церковь за подвижни ческую жизнь и труды просветительные дала Феодориту титло блажен ного», отец Никодим без комментариев утверждает: «Это очевидная ошибка». Хотя никакой ошибки здесь нет. Это титло святости как не льзя лучше отражает характер учительного и подвижнического труда Феодорита и предваряет титло «преподобный» по канонизации. Или другой пример. Даже не прочитав (как выясняется) подлин ного труда профессора Фрисса, автор допускает резкое замечание в сноске: «Что ни слово - ложь! Виден шведский первоисточник»4. Самое же печальное состоит в том, что отец Никодим так и не познакомился с уникальным историческим документом - отчетом датского дипломата Симона ван Салингена («Сообщение о земле Лопи»), но априори дал странное заключение, что в «нем нет ничего Глава II 1 Филиппов А. М. Новые книги... С. 159. 2 Игумен Полиевкт, еще будучи иеромонахом Антониево-Сийского монастыря, а затем и игуменом Пертоминского Спасо-Преображенского монастыря, много сил положил для осуществления идеи возрождения Печенгской обители. Последние годы пребывал на покое в возрожденном Трифоно-Печенгском монастыре, где и скончался 11 января 1906 г. Похо ронен у монастырской церкви Сретения, что на реке Мане. 3 Токмаков Иван Федорович (1856-ок. 1923), выдающийся российский библиофил и ис следователь в области церковной археологии и археографии. 4 Никодим (Кононов), иеромонах. Архангельский патерик: ист. очерки о жизни и под вигах рус. святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архан гельской епархии. СПб., 1901. С. 226 (прим. 3). 6 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz