Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

повторяет старые ошибки прежних исследователей»1. О том, что это был за материал, свидетельствует писатель и знаток истории Севера А. М. Филиппов, записавший эти данные весной 1902 г. со слов насто­ ятеля монастыря архимандрита Ионафана. Речь идет о копиях списков царских грамот, собранных отцом настоятелем в архиве Соловецкого монастыря, об уникальных документах, найденных престарелым игуме­ ном Полиевктом2в одном из куполов главного собора Никольского мо­ настыря близ Архангельска, а также о рукописной истории, присланной Н. Ф. Корольковым и составленной И. Ф. Токмаковым3на основании старинных документов из Московского Главного архива Министерства иностранных дел, и о другом ценном историческом материале. К сожалению, как в дальнейшем отметили упомянутые выше со- работники трудов отца Никодима, ни ссылок на эти документы, ни многих сведений из них упомянуто не было. Весь присланный мате­ риал «вскоре был возвращен по принадлежности». Также необходимо признать, что отдельные утверждения в трудах уважаемого отца архимандрита отличает излишняя поспешность в выводах. Так, например, упоминая труд иеромонаха Николая «Соло­ вецкий патерик» (1863 г.), где указывается, что «Церковь за подвижни­ ческую жизнь и труды просветительные дала Феодориту титло блажен­ ного», отец Никодим без комментариев утверждает: «Это очевидная ошибка». Хотя никакой ошибки здесь нет. Это титло святости как не­ льзя лучше отражает характер учительного и подвижнического труда Феодорита и предваряет титло «преподобный» по канонизации. Или другой пример. Даже не прочитав (как выясняется) подлин­ ного труда профессора Фрисса, автор допускает резкое замечание в сноске: «Что ни слово - ложь! Виден шведский первоисточник»4. Самое же печальное состоит в том, что отец Никодим так и не познакомился с уникальным историческим документом - отчетом датского дипломата Симона ван Салингена («Сообщение о земле Лопи»), но априори дал странное заключение, что в «нем нет ничего Глава II 1 Филиппов А. М. Новые книги... С. 159. 2 Игумен Полиевкт, еще будучи иеромонахом Антониево-Сийского монастыря, а затем и игуменом Пертоминского Спасо-Преображенского монастыря, много сил положил для осуществления идеи возрождения Печенгской обители. Последние годы пребывал на покое в возрожденном Трифоно-Печенгском монастыре, где и скончался 11 января 1906 г. Похо­ ронен у монастырской церкви Сретения, что на реке Мане. 3 Токмаков Иван Федорович (1856-ок. 1923), выдающийся российский библиофил и ис­ следователь в области церковной археологии и археографии. 4 Никодим (Кононов), иеромонах. Архангельский патерик: ист. очерки о жизни и под­ вигах рус. святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архан­ гельской епархии. СПб., 1901. С. 226 (прим. 3). 6 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz