Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 1. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его юности редакции Жития преподобного Трифона, истории древнего Печенг ского монастыря. К этому времени уже вышел в свет упомянутый нами ранее труд «Печенгский монастырь в Русской Лапландии» профессора универ ситета Христиании Я. А. Фрисса, известного знатока Лапландии и лопарского быт^. Об источниках этого добросовестного научного исследования профессор Фрисс сообщал следующее: «Я усердно ис кал сведения в народных сказаниях, старых рукописях и книгах, в норвежском государственном архиве и в библиотеках, в Финляндии и России. Я собрал все наиболее достоверные исторические и этно графические данные об этом монастыре и связал их с тем преданием, которое слышал от лопарей на реке Печенге»1. И вот уже в марте 1888 г. известный исследователь Русского Севера Д. Островский делает доклад обер-прокурору и Святейшему Синоду об истории Трифоно-Печенгского монастыря, где, в частности, касает ся и вопроса исторической правды, сообщая новые данные о юности преподобного Трифона2. Об этом пишут и иные исследователи исто рии монастыря на Печенге3. Однако в официальных церковных кругах наиболее авторитетным исследователем истории Трифоно-Печенгского монастыря считался смотритель Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища иеромонах (с 1901 г. - архимандрит) Никодим (Кононов). Как отмечалось в отзывах современников на труд отца архиман дрита по истории монастыря на Печенге, «обстоятельный перечень основных фактов из прошлого обители является первой попыткой дать историю этого аванпоста русской гражданственности на Край нем Севере Европы, и без ссылки на работу о. Никодима не обойдется впредь ни один будущий исследователь этой отдаленной обители»4. Но в то же время современные отцу Никодиму рецензенты отме чали и тот факт, что «автор иной раз, не обращая внимания на ясное свидетельство попавшего в его руки нового исторического материала, 1 Friss J. A. Kiostrte i Petschenga... Автор указывает и русские источники своей работы - это «труды Молчанова, Пошмана, Чубинского, Огородникова, Сидорова». 2 Речь, читанная в зале обер-прокурора Святейшего Синода 14 марта 1888 г. русским консулом Д. Н. Островским // Прибавления к Церковным ведомостям. СПб., 1888. С. 363. Вдальнейшем ссылки на этот источник будут обозначаться: Островский Д. Н. Речь, читан ная в зале обер-прокурора. 3 «...Не безынтересно предание о преподобном Трифоне, по которому отправление его на миссию к лопарям объясняется совершенно иными причинами» (Козьмин Н. Печенгский монастырь в Лапландии // Архангельские епархиальные ведомости. Арх., 1901. № 9. С. 266). 4 Филиппов А. М. Новые книги... С. 159. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz