Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 1. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его юности редакции Жития преподобного Трифона, истории древнего Печенг­ ского монастыря. К этому времени уже вышел в свет упомянутый нами ранее труд «Печенгский монастырь в Русской Лапландии» профессора универ­ ситета Христиании Я. А. Фрисса, известного знатока Лапландии и лопарского быт^. Об источниках этого добросовестного научного исследования профессор Фрисс сообщал следующее: «Я усердно ис­ кал сведения в народных сказаниях, старых рукописях и книгах, в норвежском государственном архиве и в библиотеках, в Финляндии и России. Я собрал все наиболее достоверные исторические и этно­ графические данные об этом монастыре и связал их с тем преданием, которое слышал от лопарей на реке Печенге»1. И вот уже в марте 1888 г. известный исследователь Русского Севера Д. Островский делает доклад обер-прокурору и Святейшему Синоду об истории Трифоно-Печенгского монастыря, где, в частности, касает­ ся и вопроса исторической правды, сообщая новые данные о юности преподобного Трифона2. Об этом пишут и иные исследователи исто­ рии монастыря на Печенге3. Однако в официальных церковных кругах наиболее авторитетным исследователем истории Трифоно-Печенгского монастыря считался смотритель Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища иеромонах (с 1901 г. - архимандрит) Никодим (Кононов). Как отмечалось в отзывах современников на труд отца архиман­ дрита по истории монастыря на Печенге, «обстоятельный перечень основных фактов из прошлого обители является первой попыткой дать историю этого аванпоста русской гражданственности на Край­ нем Севере Европы, и без ссылки на работу о. Никодима не обойдется впредь ни один будущий исследователь этой отдаленной обители»4. Но в то же время современные отцу Никодиму рецензенты отме­ чали и тот факт, что «автор иной раз, не обращая внимания на ясное свидетельство попавшего в его руки нового исторического материала, 1 Friss J. A. Kiostrte i Petschenga... Автор указывает и русские источники своей работы - это «труды Молчанова, Пошмана, Чубинского, Огородникова, Сидорова». 2 Речь, читанная в зале обер-прокурора Святейшего Синода 14 марта 1888 г. русским консулом Д. Н. Островским // Прибавления к Церковным ведомостям. СПб., 1888. С. 363. Вдальнейшем ссылки на этот источник будут обозначаться: Островский Д. Н. Речь, читан­ ная в зале обер-прокурора. 3 «...Не безынтересно предание о преподобном Трифоне, по которому отправление его на миссию к лопарям объясняется совершенно иными причинами» (Козьмин Н. Печенгский монастырь в Лапландии // Архангельские епархиальные ведомости. Арх., 1901. № 9. С. 266). 4 Филиппов А. М. Новые книги... С. 159. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz