Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава II его грешная плоть. Шитый золотом и украшенный драгоценными ка­ меньями пояс, на котором носил он свое разбойное оружие, отныне заменил ему металлический обруч-вериги, оковавший Митрофана как гнусного преступника перед Богом и людьми. «Никакого питья, в котором есть хмель, ни мяса вкушать более он не смел»1- таков был его обет перед Господом. Рыба и дикие коренья отныне его пища. «И вдали от всех людей, в пустыне, среди диких зверей каяться перед Богом», - так сам Трифон завершил рассказ гол­ ландскому путешественнику о своей грешной юности2. Надо отметить, что изложенная в книге Я. А. Фрисса романтичес­ кая история любви Трифона и Елены с последующей драматической ее развязкой ставилась под сомнение дореволюционными историками. «Трифон был воином, а потом, раскаявшись в своих грабежах и убий­ ствах, стал пустынником. Повесть профессора Фрисса, написанная во вкусе романов Георга Эберса3о том, что Трифон был разбойником и что он в припадке ревности убил свою спутницу Елену, - вымысел Фрисса как романиста»4. Тем не менее мы рассмотрели и эту «роман­ тическую» версию юности преподобного Трифона. Л етом 1886 г. в заповедных местах подвигов Преподобного, там, где был его «монастырь новоначальный», началась новая жизнь: «5 июня 1886 г. я, Строитель, с приехавшей братией отслужил пе ракой угодника Божия первый молебен и у гробниц мучеников - па­ нихиду об упокоении братии Печенгского монастыря»5. Одновременно с возрождением монастырской жизни на Печен- ге возросла и исследовательская активность древней истории этих мест. Неизбежным следствием поиска исторической правды явились и определенные сомнения в достоверности дошедшей до наших дней 1 Печенгский монастырь, ныне исчезнувший с лица земли... С. 3. 2 Салинген, что и понятно, весьма поверхностно описывает свою беседу с Трифоном, не вдаваясь в столь драгоценные для нас подробности. Но даже и эти общие фразы говорят о многом: «Трифон (Triffaen) рассказывал о том, как он начал строить монастырь в Монкен- фьорде, что побудило его к этому, и как он до этого дошел и проч... Много народу ограбил и разорил он на границе и много крови пролил, в чем раскаялся и о чем горько сожалел» (цит. по: Филиппов А. М. Русские в Лапландии в XVI веке... С. 302). 3 Георг Мориц Эбере (1837-1898) - известный немецкий ученый-египтолог, талант­ ливый романист. В его произведениях сочетались научно обоснованное воспроизведение изображаемой эпохи и увлекательная фабула. 4 Филиппов А. М. Новые книги. Рецензии // Литературный вестник. СПб., 1902. Т. IV. Кн. 6. С. 160. 5 Из дневника настоятеля Печенгского монастыря иеромонаха Никандра // Архангель­ ские губернские ведомости. 1888. № 28. С. 6. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz