Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 1. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его юности ярости атаман схватил топор, намереваясь казнить «изменника». На пути его встала Елена, призывая опомниться и не творить беззаконие. Но в этот раз кротость и доброта Елены не смирили безумца. Кто-то из сотоварищей усмехнулся - «чего это так защищает, уж не полюбов ница ли его?» Дикая ревность помутила рассудок Митрофана - взмах топора - и Елена упала бездыханной к его ногам ...1 «Беззакония моя превзыдоша главу мою... яко бремя тяжкое отя- готеша на мне» (Пс. 37, 5). Наступила катастрофа. Та, ради которой ушел Митрофан в жизнь беззаконную, та, любовь к которой заменила ему веру, благочестие и любовь к самому Господу, ныне бездыханна и погублена его же руками. Свершилось правосудие Божие, ибо «нечес тивого и любящего насилие ненавидит Господь, дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу. Палящий ветер - их доля из чаши» (Пс. 10, 5-6). Произошедшее «совершенно изменило последующую жизнь Мит рофана. Оставив свою шайку, ища уединения, блуждал он по дрему чим лесам, заходил в глухие, безмолвные пустыни. Долго не видал он ни одного лица человеческого»2. «В той непроходной, дальней стране был он [Трифон] един пришелец...» - так по Житию, так же и по Курб скому. С Феодоритом Трифон повстречается лишь спустя пять лет скитаний и одиночества. В Норвегии, в музее коммуны Сёр-Варангер, когда пересказыва ют эту историю юности святого Трифона, добавляют, что убитая им возлюбленная Эллина (Елена) являлась ему по ночам и звала его к покаянию и плачу ко Господу о спасении своей души. «Ты не обретешь мира и покоя ни в этой жизни, ни в загробной, пока не принесешь покаяния. Покайся, покайся...»3 Профессор Фрисс ярко описывает, как небывалые чувства захлест нули душу Митрофана. Милосердный Господь протягивал ему Свою руку спасения. Плач горького раскаяния, ужас осознанных тяжких грехов и бесконечное сожаление о кровавых беззакониях прежней своей жизни совершенно потрясли бывшего разбойника. Все, что раньше тешило его самолюбие, радовало и являлось его гордостью, стало ненавистно. Богатая одежда, дорогие ткани и белье, все, что так потакало страстям Митрофана, было отвергнуто навсегда. Отныне он не носил никакого белья, грубое рубище - вот что заслуживала теперь 1 Предание норвежских лопарей уточняет: «...он метнул топор в тех, кто противился его воле, молодых и непокорных, и попал в лоб Элине» (St. Georg's Greskorthodoxe Kapell. Kirkenes, 1978. P. 9 (перевод А. Ермолаевой)). 2 Фрисс Я. А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии... С. 262. 3 St. Georg's Greskorthodoxe Kapell. Kirkenes, 1978. P. 9 (перевод А. Ермолаевой). 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz