Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 1. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его юности ярости атаман схватил топор, намереваясь казнить «изменника». На пути его встала Елена, призывая опомниться и не творить беззаконие. Но в этот раз кротость и доброта Елены не смирили безумца. Кто-то из сотоварищей усмехнулся - «чего это так защищает, уж не полюбов­ ница ли его?» Дикая ревность помутила рассудок Митрофана - взмах топора - и Елена упала бездыханной к его ногам ...1 «Беззакония моя превзыдоша главу мою... яко бремя тяжкое отя- готеша на мне» (Пс. 37, 5). Наступила катастрофа. Та, ради которой ушел Митрофан в жизнь беззаконную, та, любовь к которой заменила ему веру, благочестие и любовь к самому Господу, ныне бездыханна и погублена его же руками. Свершилось правосудие Божие, ибо «нечес­ тивого и любящего насилие ненавидит Господь, дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу. Палящий ветер - их доля из чаши» (Пс. 10, 5-6). Произошедшее «совершенно изменило последующую жизнь Мит­ рофана. Оставив свою шайку, ища уединения, блуждал он по дрему­ чим лесам, заходил в глухие, безмолвные пустыни. Долго не видал он ни одного лица человеческого»2. «В той непроходной, дальней стране был он [Трифон] един пришелец...» - так по Житию, так же и по Курб­ скому. С Феодоритом Трифон повстречается лишь спустя пять лет скитаний и одиночества. В Норвегии, в музее коммуны Сёр-Варангер, когда пересказыва­ ют эту историю юности святого Трифона, добавляют, что убитая им возлюбленная Эллина (Елена) являлась ему по ночам и звала его к покаянию и плачу ко Господу о спасении своей души. «Ты не обретешь мира и покоя ни в этой жизни, ни в загробной, пока не принесешь покаяния. Покайся, покайся...»3 Профессор Фрисс ярко описывает, как небывалые чувства захлест­ нули душу Митрофана. Милосердный Господь протягивал ему Свою руку спасения. Плач горького раскаяния, ужас осознанных тяжких грехов и бесконечное сожаление о кровавых беззакониях прежней своей жизни совершенно потрясли бывшего разбойника. Все, что раньше тешило его самолюбие, радовало и являлось его гордостью, стало ненавистно. Богатая одежда, дорогие ткани и белье, все, что так потакало страстям Митрофана, было отвергнуто навсегда. Отныне он не носил никакого белья, грубое рубище - вот что заслуживала теперь 1 Предание норвежских лопарей уточняет: «...он метнул топор в тех, кто противился его воле, молодых и непокорных, и попал в лоб Элине» (St. Georg's Greskorthodoxe Kapell. Kirkenes, 1978. P. 9 (перевод А. Ермолаевой)). 2 Фрисс Я. А. Печенгский монастырь в Русской Лапландии... С. 262. 3 St. Georg's Greskorthodoxe Kapell. Kirkenes, 1978. P. 9 (перевод А. Ермолаевой). 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz