Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 1. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его юности Воинская карьера - вот что всецело захватило душу и помыслы юного Митрофана. И вскоре, повзрослев, с дружиной боярской, ви димо, не раз он хаживал «воевать каянских немцев». Богатырская сила и удаль переполняли Митрофана, «лить кровь людскую» стало его привычным делом. Юноша постепенно формировался «в мужа славного и зело храброго и искусного в богатырских вещах»1. Так на исторический фон ложится житийная версия юности преподобного Грифона согласно исследованиям профессора Фрисса. Время юности преподобного Трифона определяется годом его рождения. В Житии он обозначен как 1495 г. В то же время есть до стоверные свидетельства о его более раннем годе рождения. Так, по Житию, которое печаталось непосредственно с рукописного спис ка, хранившегося в Кольском Благовещенском соборе, «блаженный Трифон родился около 1485 г.»2. Этот список, надо понимать, сгорел вместе с Кольским острогом в 1854 г. Дата «1485» заслуживает большего доверия, поскольку даже само именование подвижника «блаженным Трифоном» указывает на зна чительную древность этого списка. Блаженным называли подвижника, еще не прославленного в лике святого, в нашем случае как «преподоб ного», но в то же время уже признаваемого достойным определенных церковных почестей3. Этот же год рождения указан и в известной древ ней книге4, о достоинствах которой высоко отзывался А. С. Пушкин. Также логика и хронология событий, изложенных в Житии Три фона, убедительно подтверждают, что его рождение следует отнести к 1485 г. Этот год в наибольшей степени согласуется и с историчес кими фактами из Жития Феодорита Кольского, которые можно до статочно надежно хронометрировать как по «Истории...» князя Ан дрея Курбского, так и при их сопоставлении с иными историческими документами. Теперь что касается места рождения, указанного в Житии как «близь города Торжка». Известно, что «с 1478 г. с падением Новгорода Торжок поступил во владение Царей и Великих князей Московских», 1 Так характеризует князь А. Курбский русских воинов, сражавшихся в то время под знаменами Василия III (Курбский А. История о Великом князе Московском // ПЛДР. М., 1986. С. 326). 2 Шестаков П. Д. Просветители лопарей архим. Феодорит и св. Трифон Печенгский // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1868, июль. Ч. 139. С. 276. 3 Эта практика объявления «блаженства» весьма древняя. В католической Церкви этот чин разработан досконально - это беатификация (Beatus), что и означает объявление «Бла женным». В Восточной Церкви этот вопрос строго не регламентирован. 4 Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия местно чтимых СПб., 1836. С. 232. 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz