Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 1. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его юности скими детьми1. Конечно, это было большим облегчением для родите­ лей Митрофана, поскольку положение приходского священства в то время в материальном смысле было весьма тяжелым2. «Содержание приходского духовенства было вообще чрезвычайно скудное»3. Юный Митрофан рос в одном из боярских домов, где в те времена первой обязанностью мужчин была военная служба. Войны (как с соседями формирующегося Московского государства, так и «междо­ усобные брани») являлись обычным фоном жизни на рубеже XV- XVI вв. Так, в 1478 г. Торжок, родной город преподобного Трифона, в составе всей Новгородской вольницы был «повоеван» Московским князем Иваном III. Набиравшая силу Московская Русь утверждала себя как внутри страны, так и на ее границах. Государь и Великий князь Василий Ива­ нович воевал с Казанью, Литвой, Швецией. Война с последней то угасала, то разгоралась. Приграничные районы Ижоры, Карелии, Ботнии, Каяни и Лапландии имели весьма неопреде­ ленные линии границ, с установленным еще древними новгородскими князьями и норвежскими конунгами статусом так называемой «дво- еданности». Создавать здесь постоянные поселения и строить укреп­ ления запрещалось текстами соответствующих договоров: «Ни мы, ни вы не должны сооружать укреплений, ни в Русии, ни в Карелии»4. Однако простой народ как с восточной, так и с западной стороны, видя великое природное богатство края и не обращая внимания на договорный статус этих земель, стремился прочно обосновываться здесь. Незаконность таких поселений привлекала с обеих сторон мно­ жество разбойного люда, жаждавшего легкой добычи. «Право силь­ ного», беззаконие, убийства и грабежи были обычным фоном жизни этих мест, постоянно тлевших очагами вооруженных конфликтов, временами переходящих в настоящие войны, часто напоминавшие карательные экспедиции5. 1 «Сын бедного священника, он жил учителем в доме отца Елены». Так звучит преда­ ние, переведенное с норвежского Д. И. Островским. Однако вспомним, что Трифон, по соб­ ственному определению, «невежда есмь и малокнижен», хотя при этом примем во внимание, что это - классический греческий топос, - обязательный признак смирения подвижника. 2 См.: Знаменский П. Приходское духовенство на Руси // Православное обозрение. М., 1867. 3 Макарий (Булгаков). История. VIII, с. 183 (цит. по: Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. С. 192). 4 Бутков П. Три древних договора // Журнал Министерства Внутренних Дел. СПб., 1837. Ч. 23-24. № 1-6. С. 35. 5 Об исторических проблемах границ на Крайнем Севере см.: Кааран А. К истории Рус­ ского Севера. Русско-норвежские отношения // Известия Арх. общ. изуч. Рус. Севера. Арх., 1911. С. 21-33. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz