Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 1. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его юности Автор, впрочем, действительно оговаривает причину такого вы ­ нужденного «творчества», поскольку «когда Божиим попущением, грех ради человеческих, святые Троицы и праведного обитель от немцев разорена и сожжена была до основания, в то время и Житие святого, самовидцами написанное погибло». И лишь у некоторых «по вере ко Святому в малых книжецах» сохранились «писания краткие». Их-то автор и использовал для написания остального, достаточно реалис­ тичного текста Жития и отдельных случаев из жизни Преподобно­ го с чудесами. Надо признать, что в этом особое достоинство этого Жития, поскольку, как замечал В. О. Ключевский: «...древнерусские писатели не считали первоначальных записок о святых Житиями»1. Ссылка на пожар в качестве причины написания искусственного на­ чала Жития, касающегося юности Трифона, неубедительна. Поскольку, если бы автора интересовала первоначальная и утраченная редакция Жития Трифона, то в том случае, когда сгорело «писание», всегда су­ ществует «предание». Времени-то прошло не так много. Тем более, как выясняется, даже в XIX в. у печенгских и пазрецких лопарей можно было послушать и записать бережно сохраненное предание об истории жизни и подвигов Апостола Лапландии - преподобного Трифона Печенгского. Но, увы, как догадывались некоторые исследователи, автор дошедшей до нас редакции Жития, похоже, даже и не бывал на Печенге2. Думается, что и причина появления «искусственной» части Жития состояла не столько в сгоревшей его первой редакции, сколько в том, что проще считать сгоревшей не очень «удобную» часть биографии преподобного и не касаться суровой правды о жизни человека в этом несовершенном мире и его нелегкой победе над властью греха. Много бо в них обрящешь падших и восстающих. Иоанн Грозный - Курбскому о русских святых3. В о второй половине XIX в. Я. А. Фрисс предпринял попытку р е ­ конструкции первой части рассматриваемого Жития на основе данных из лопарских преданий, сохранивших историю юности пре­ подобного Трифона. 1 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. С. 385. 2 См., например: Андреев А. И. К истории русской колонизации западной части Коль­ ского полуострова // Дела и дни. Исторический журнал. Пг., 1920. С. 30; Калугин В. В. «Жи­ тие Трифона Печенгского» - памятник севернорусской агиографии... С. 330. 3 Цит. по: Федотов Г. П. Святой Филипп, митрополит Московский // Собрание сочине­ ний. М., 2000. Т. 3. С. 99. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz