Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 1. Реконструкция Жития прп. Трифона периода его юности Все эти топосы приведены в чистом виде в той части Жития Три­ фона, что повествует историю его жизни до прихода в лопарские пус­ тыни. Это топосы юности преподобного: «благочестивые родители», «от юности изряден постник», «отвержение детских игр», «первым приходит в храм». Далее, при покидании дома, топосы сравнения с птицей: «яко птице особящейся» и безуспешных попыток родителей воспрепятствовать: «родители же стужаху его, но не можаху...». Поскольку предполагается удаление юноши в пустыню, используется положенная в этом случае соответствующая библейская цитата, «в землю не обетованную и не в путную, в землю жаждную, понеже не исходил муж, не обита человек». Вданном случае это реминисценция на пророка Иеремию: «... по земли необитанней и непроходней, по земли безводней и неплодней, по зем­ ли, по нейже не ходил муж и не обитал человек тамо» (Иер. 2; 6). Также здесь и мотив гласа, повелевающего святому уйти в пустыню: «Святый же, слыша глас, убоялся зело, глаголя: кто есть, Господи?И паки глас: Аз есмъ Иисус, егоже ты в пустыне сей ищеши». Не трудно увидеть здесь тему призвания к апостольству Савла, будущего апостола Павла: «И пад на землю, слыша глас... Рече же: кто еси Господи; Господь же рече: аз есмь Иисус, Егоже ты гониши» (Деян. 9; 4-5). Таким образом, описание юности преподобного Трифона представ­ ляет собой лишь набор ныне хорошо изученных топосов, лишенный фактического житийного материала. Эта искусственная часть Жития за­ канчивается в тексте моментом появления Святого на месте его подвиж­ ничества, когда автор приступает к описанию географических реалий тех мест: «И прииде на приморие великого моря-окияна, в часть Норван- ския земли, в Кольский присуд, на реку Печенгу, в народ лопарский». Нет никаких сомнений в том, что агиографические произведения, как и каждая «традиционалистическая литература», имеют право на «особый статус жанра»1, «литературный этикет и выработанные им литературные каноны»2 и обязательную «ориентацию на образцы ( imitatio )». Другими словами, на только лишь им присущую специфи­ ческую форму изложения литературного материала. Но в том случае, когда в житийном произведении остается лишь форма, а содержа­ ние отсутствует вовсе, то читатель попадает в абсурдную ситуацию, поскольку ему предлагается вместо заявленного Жития подвижника лишь некая фикция, видимость жития. В этом случае поучительная 1 Аверинцев С. С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 106. 2 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. С. 80. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz