Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
и Варлаама Керетского, «новых чудотворцев», которые должен был ис пользовать книжник Сергий (Шелонин), создавая в первой половине XVII в. свои «Каноны», исчезли, по-видимому, навсегда. Преподобный Варлаам Керетский так и не был официально канони зирован. И то очевидное местное почитание и прославление его памя ти, одновременно и равночестно с Трифоном, что имелось на Севере к середине XVII в., в последующее время в официальной Русской Церкви постепенно «свелось на нет». То же обстоятельство, что все поздние редакции Жития святого Варлаама своими авторами имели известных лжеучителей раскола, а само село Кереть стойко стояло в «старой вере», все это не могло не добавить еще более настороженного отношения церковного священноначалия и к самому Варлааму Керетскому1. К ак упоминается в рассматриваемой нами рукописи Жития (напомним, редакции конца XVII - начала XVIII вв.), перво начальные записи, правдивое жизнеописание Трифона, «самовидцами писанное, погибло и доселе в земле забвения и неведения»2 пребывает. Но когда утрачивается Писание и нет возможности ознакомиться с историческими документами, - всегда остается Предание, которое со временем вновь обретает письменный вид и сохраняется «у некото рых по вере ко святому в малых книжицах и писаниях кратких». Житие (или жизнеописание с чудесами), текстом которого восполь зовался Сергий (Шелонин) в первой четверти XVII в., когда составлял Канон преподобному Трифону, было написано с учетом указанной выше возможности и правдиво передавало как образ Печенгского старца, так и суть его жизненного подвига. Однако в дальнейшем «правда жития Трифона» очевидным образом испытала на себе вли яние новых веяний, когда дух монашества уже значительно отличал ся от незамутненного духа первопроходцев благовестил Христова в Северном крае. В начале нашего исследования мы касались этой проблемы, - если можно так сказать, «идеологической метаморфозы», постепенно про исходящей с образом того или иного подвижника прошлого. За крат костью и недомолвками в современном Житии святителя Филиппа Глава I 1 См. об этом подробнее: Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Варлаам Керет ский. Исторические материалы к написанию Жития. Мурманск-СПб., 2007. 2 Здесь и далее по тексту курсивом выделены цитаты по источнику: Житие преподобно го Трифона Печенгского, просветителя лопарей // Православный собеседник. Казань, 1859. Ч. 2. С. 89-120 (РНБ, Соловецкое собрание, N» 188. 53 л.). В некоторых случаях текст цитат адаптирован автором к современному звучанию слов. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz