Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 2. Э волю ция ж итийного образа прп. Трифона в течение XVII в. тию. Лихая юность «человека войны» Митрофана (Трифона) реши­ тельно упразднялась; о том, что он «много крови пролил»1, более не вспоминалось. Вся предыдущая история края, монастырей, Православия при ­ водилась в соответствие с «новым ее видением». О том, насколько обстоятельно была проведена эта работа, свидетельствует тот факт, что корректуре подвергся даже Вечный Синодик Соловецкого мо ­ настыря. Были проведены необходимые изменения в поминовении имен усопших «в прежние давние лета». И если имя книжника Сергия (Шелонина) в результате этой печальной работы все же уцелело как «священноинок Сергий», то пометка красной киноварью - «Шелонин» была вымарана как нежелательная для воспоминаний и обнаружена лишь в результате научно-технической экспертизы в Кодикологичес- кой лаборатории РНБ в 2001 г.2 Привести же «в соответствие» тексты «Канонов...» письма архиман­ дрита Сергия, посвященные северным святым, было абсолютно невоз­ можно, ибо они, при всей своей образцовой «каноничности», в полной мере отражали реальные обстоятельства жизни подвижника. Для этого их пришлось бы просто переписывать заново, но таланта, равного Сер­ гию (Шелонину), не нашлось. Потому-то их просто увезли подальше. Протограф Жития преподобного Трифона так и не обнаружен. В этой связи кратко коснемся судьбы Жития современника и сомолит- венника преподобного Трифона преподобного Варлаама Керетского, которое было столь вопиюще «несоответствующим» и «соблазнитель­ ным», что «пригладить» его просто не представлялось возможным. Вся суть подвига Варлаама как раз и состояла в небывалой силе по­ каяния о содеянном страшном грехе убийства. Однако в XVII в. по­ добный, по сути классический Евангельский образ святости, увы, уже не принимался. Убийца - он есть преступник, и место его в остроге. «И тех людей, которые станут приписывать чудеса, приводить к при­ сяге - не ложно ли, и для какой учинили страсти»1. Потому вскоре первоначальные Жития (или же предварительные тексты жизнеописаний с чудесами) преподобных Трифона Печенгского 1 «Много народу ограбил и разорил он... и много крови пролил, в чем раскаялся и о чем горько сожалел» - подлинные слова Трифона из беседы с датским дипломатом (цит. по: Никодим (Кононов), архим. Преподобный Трифон, Печенгский чудотворец, и его ученики. Исторические сведения о церковном их почитании. СПб., 1901. С. 302). 2 Сапожникова О. С. Материалы к биографии книжника Сергия (Шелонина) // Книж­ ные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 200. 3 Из Указа Святейшего Синода 1727 г. о мощах Варлаама Керетского (цит. по: Голубинс- кий Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. С. 453). 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz