Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Надо сказать, что в эту Пустынь, а иначе в Никандров Благовещен ский монастырь, что под Порховом, архимандрит Макарий сделал не мало и иных ценных книжных вкладов1. Дело в том, что в 1650-60-х гг. еще юный инок Макарий подвизался в этом монастыре и, дойдя до игуменского сана, сберег свою привязанность к нему, «как первую любовь», хотя в дальнейшем последовательно и успешно возглавлял Клопский, Тихвинский, Соловецкий и Хутынский монастыри. Но пер вый свой монастырь он никогда не забывал и весьма плодотворно потрудился для общероссийского прославления и обретения мощей отца-основателя этой Пустыни - преподобного Никандра Псковского, которое состоялось в 1687 г. именно его усердным попечением. Надо полагать, что «миссия архимандрита Макария» имела достаточ но масштабный, общецерковный характер и касалась не только Солов ков и отца Макария. Необходимо было самым решительным образом искоренить всякую возможность рецидива новых монашеских «книж ных прений» и в первую очередь на севере Руси. Поэтому все имеющееся рукописное наследие северных монастырских библиотек подвергалось тщательной цензуре. Любые упоминания о монастырских нестроениях, нежелательные факты и имена из житий святых отцов, мнения старцев древности об обетах и монашеском делании и все такое прочее, ныне не совпадающее с официальной церковно-государственной позицией, должно было быть отредактировано либо ликвидировано. При таком подходе «Слово на перенесение мощей митрополита Филиппа», написанное Сергием (Шелониным) в 1640-50 гг., естествен но, должно было быть удалено из Соловецкой библиотеки, поскольку там можно найти свидетельство сопротивления прославленного свя тителя новому духу братии середины XVI в.: «. ..не прежде ли рек я вам, ваши нравы моим нравам не согласуются»2. Из Жития преподобного Трифона Печенгского нужно было устра нить эпизоды, связанные с неприятием им нового подхода в монас тырском строительстве, касающиеся его столкновения и решительно го сопротивления установлению «нового монашеского» духа. Кроме того, образ преподобного Трифона Печенгского, индивидуальные черты его, прямо скажем, «непростого характера» были «приведены в соответствие» с требованиями , предъявляемыми к «идеальному святому», путем написания нового, «типического» начала к его Ж и Глава I 1 См.: Охотникова В. И. Макарий, книжник второй половины XVII в., архимандрит Со ловецкий, Хутынский и Тихвинский // Книжные центры Древней Руси: Книжники и руко писи Соловецкого монастыря. СПб., 2004. 2 Сапожникова О. С. Слово на перенесение мощей митрополита Филиппа Сергия (Ше лонина) // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 370. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz