Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
автором этих произведений являлся сам Шелонин, то после «Соло вецкого сидения» их могла постичь та же судьба, что и сборник его Канонов северным святым. Н а сегодня можно достаточно уверенно сказать, что печальный процесс редактирования агиографического наследия северной книжности особенно активно происходил в северных монастырях на чиная с 1676 г.1Этот довольно сомнительный труд являлся составной частью целенаправленной работы по ликвидации последствий столь потрясшего Русскую Церковь в XVII в. так называемого Соловецкого бунта, или же, по-другому и более сочувственно, «Соловецкого сиде ния», и повлекшего последовавший за ним раскол. Причем эту безблаго- датную корректуру проводили как одна, так и другая сторона того гу бительного противостояния. Надо сказать, что в Церковной истории и ранее имели место случаи корректуры агиографического наследия прошлого. В этой связи мож но было бы вспомнить правку и создание новых редакций древних Житий, активно проводимые в XVI в. по инициативе митрополита Макария Московского в ходе подготовки канонизационных собо ров 1547 и 1549 гг. Но тогда сама направленность этой работы имела принципиально иной характер и была продиктована заботой имен но о сохранении древнейших русских агиографических памятников. В «агиографической школе митрополита Макария» допускалась лишь необходимая литературная обработка для совершенствования слога, хотя и за счет «утяжеления стиля», и достижения большей вырази тельности и поучительности текстов. В 1676 г. на Соловки для наведения порядка в Преображенском мужском монастыре после подавления Соловецкого бунта был при слан наместник Тихвинского монастыря архимандрит Макарий. Надо сказать, что отец архимандрит и ранее, еще в 1673 г. возглавлял духов ное посольство в «затворившийся» Соловецкий монастырь, имея при себе «молительное и утешительное послание к тамошним старцам и бельцам»2. Однако тогда Соловецкие старцы отправили посольство обратно. Теперь же, став наместником монастыря, Макарий внимательно просмотрел монастырскую библиотеку и, будучи тонким ценителем Глава I 1 В этой связи упомянем еще раз достаточно точную датировку написания последней редакции Жития Трифона у В. В. Калугина: «Автор работал над Житием не ранее 1680-х гг.» (Калугин В. В. «Житие Трифона Печенгского» в письменности... С. 449). 2 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. С. 429-433. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz