Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 2. Э волю ция ж итийного образа прп. Трифона в течение XVII в. Что касается самих «Канонов», то, надо прямо сказать, написаны они мастерски, с особой книжной изящностью - тропари канонов составле­ ны акростихом1: «Прими песнъ, Трифане, приемляй дни благи» и «Похва­ лу пою Варламу, новому чудотворцу Керетцкому». В начальных буквах тропарей девятой песни «Канона преподобному Варлааму...» сокрыто имя автора («я по девятой песни имя списавшего») - «Сергий». Вообще, для творчества этого выдающегося мастера слова характер­ но предельно ответственное отношение к своим писаниям. Он словно восстает против засилья формальных, пустых, подчас абсолютно обез­ личенных текстов, все более проникающих в агиографию и церков­ ный, богослужебный обиход. «Безжизненность, крайнее однообразие, господство условно-риторического стиля...»2Это тот самый мертвя­ щий дух формального «уставного благочестия», ситуация, когда целые песни канона, посвященного одному святому, можно безбоязненно использовать в иных канонах, пишущихся для новых святых3. У Шелонина же каждая строка, подчас и каждое его слово, несут важную информацию , все предельно сосредоточено на раскрытии сути жизненного подвига именно этого подвижника, все наполнено смыслом, часто прикровенным, доступным лишь достойному и вдум­ чивому читателю. Обнаруженный Сборник канонов северным святым письма архи­ мандрита Сергия (Шелонина) позволяет нам сделать заключение о том, что Шелонин не имел отношения к протографу нынешней редак­ ции Жития Трифона. Проведенный анализ текста Канона, посвящен­ ного преподобному Трифону (а также Варлааму Керетскому), выявил значительные расхождения в изложении многих обстоятельств жиз­ ни этого подвижника Севера с ныне известной и весьма популярной редакцией Жития преподобного Трифона. Эти расхождения, повлекшие искажение самой трактовки обра ­ за святого и сути совершенного им подвига, убедительно свидетель­ ствуют, что отец Сергий при написании упомянутых Канонов имел под рукой иную, ныне неизвестную нам редакцию Жития Трифона Печенгского (как, впрочем, и Варлаама Керетского). Возможно, если 1 Акростих - стихотворное произведение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-либо слово или фразу, часто имя автора или адресата произведения. Об этих Канонах Сергия (Шелонина) см.: Словарь книжников. СПб., 1998. Вып.З, ч. 3. С. 350. 2 Калдубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. III. 3 См. об этом: Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по современным ми­ неям). Париж, 1951. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz