Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава I и рукою неискусною»1. Также и специалисты по древнерусской лите ратуре, разбирая художественные достоинства Жития преподобного Трифона Печенгского, отмечали, что написанное книжником, начи танным в ветхозаветных и новозаветных текстах, произведение это «не выделяется особыми литературными качествами»2. Состоявшееся открытие подлинных произведений Сергия (Шело- нина), этого известного книжника XVII в., вынуждает нас признаться в поспешности наших выводов в отношении принципиальности его подхода к правдивости своих писаний и испросить прощения у это го выдающегося мастера книжного слова и достойного христианина. Сегодня мы можем с уверенностью утверждать, что известное ныне Житие преподобного Трифона Печенгского (впрочем, как и Варлаама Керетского) не может считаться «шелонинским». Г оворя об открытии подлинных писаний Шелонина, мы имеем в виду упомянутые нами выше «каноны новым святым Трифону Печенгскому, да Варлааму Керетскому» (см.: Приложения I и II)3. Эти «Каноны...» были обнаружены в конце XX в. в рукописном собрании Псковского музея-заповедника в составе довольно объемистой руко писной книги, являющейся Сборником текстов, посвященных север ным святым. Прочтение рукописей, написанных полууставом XVII в., близким к скорописи, произведено по нашей просьбе специалистами рукописного отдела Российской Национальной библиотеки в 2004 г.4 1 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всей Церковью или местно. Опыт описания жизни их. Соч. Ф. А. Ч. Чернигов, 1864. С. 551. 2 Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ч. 1. Д., 1988. С. 339. 3 Канон преподобному Трифону Печенгскому чудотворцу. Канон преподобному Варлаа му Керетьцкому, новому чюдотворцу. Рукописное собрание Псковского музея-заповедника. Ф. Никандровой пустыни. № 292. Лл. 92-97 и 413-420 об., соответственно. В дальнейшем ссылки на эти рукописи будут обозначаться: Канон прп. Варлааму, Канон прп. Трифону. Сообщение об обнаружении неизвестных рукописей Соловецкого монастыря было впервые сделано в 1991 г. на научной конференции в Архангельске. Оно опубликовано в Ка талоге славяно-русских рукописей Псковского музея-заповедника. Псков, 1991. 4 . 1. С. 47. См.: Турилов А. А. К истории скриптория и библиотеки Соловецкого монастыря в XVII в.: (соловецкие рукописи в коллекции Псковского музея-заповедника) // Народная культура Севера: «Первичное и вторичное, традиции и новаторство». Тезисы докладов и сообще ний региональной научной конференции 28-30 мая 1991 г. Архангельск, 1991. С. 195-197. В дальнейшем изучение рукописей сборника производилось специалистом отдела рукопи сей РНБ О. С. Сапожниковой (см.: Сергий (Шелонин) - писатель и книжник XVII в. Авто реферат диссертации на соискание уч. степени канд. филол. наук. СПб., 1999; Книжные цен тры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001; и др.). 4 Заметим, что как источник сведений по церковной агиографии северных святых эти тексты используются впервые. С особой благодарностью вспоминаем помощь в работе, ока занную нам заведующим Сектором древнерусских фондов Отдела рукописей РНБ В. М. За- гребиным (t 2004) и его вдовой, научным сотрудником того же отдела Ж. Д. Левшиной. 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz