Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 2. Эволю ция ж итийного образа прп. Трифона в течение XVII в. Сергия, когда он жил в Москве, «Шелонин» - когда уже подвизался на Соловках1. В монастырских документах можно встретить много про­ звищ такого типа: «Новгородец», «Псковитин», «Вологжанин». Действительно, перу архимандрита Сергия (Шелонина) принадле­ жат Жития Иоанна и Лонгина Яренгских, игумена Филиппа (Колы­ чева), преподобного Германа Соловецкого, преподобного Варлаама Керетского и ряд других произведений. «Эти Жития, вместе с трудами книжников Сийского монастыря Феодосия и Никодима, составили классику северорусской агиографии»2и образовали самостоятельную и самобытную школу рукописной книги на Севере России. Однако, как показывают современные исследования, дошедшая до нас редак­ ция Жития преподобного Трифона с творчеством Сергия (Шелонина) никак не связана. Мы можем лишь предполагать, что знаменитый книжник «Сергий, смиренный инок и презвитер обители Пантократовы сущего Понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце»3, действи­ тельно в первой половине XVII в., прежде чем писать упомянутые выше Каноны, написал Жития Трифона Печенгского и Варлаама Ке­ ретского. Да, только тексты этих Житий в шелонинской редакции до нас не дошли. Широко известная ныне редакция Жития преподобного Трифона признается «самобытным памятником поздней северорус­ ской агиографии»4рубежа XVII-XVIII вв. К такому выводу приводит филологический и лингвистический анализ сохранившихся текстов. Но, может быть, нынешняя редакция Жития написана согласно с той первоначальной редакцией шелонинского времени и вполне со­ хранила ее «дух и букву»? В свое время мы допустили замечание, что в известной мере вли­ яния искусственности житий «не избежал и автор Жития преподоб­ ного Трифона - соловецкий монах Сергий (Шелонин), хотя надо при­ знать в иных его произведениях и очевидную самобытность, и яркий талант»5. В то же время, касаясь этого произведения, было отмечено, что в данном случае этот довольно известный агиограф создал свое не самое удачное творение: «Житие сшито из нескольких рассказов 1 Река Шелонь впадает в озеро Ильмень на юго-западе от Новгорода. Поэтому юго- западный ветер новгородцы, как, впрочем, и кольские поморы, именуют «шелоник». Родина отца Сергия на юго-западе от Соловков - отсюда, возможно, и происхождение его прозвища. 2 Шульман Ю. М. Повести о чудесах // Север. Петрозаводск, 1990. № 9. С. 141. 3 Цит. по: Знаменский П. В. Сергий (Шелонин)... С. 300-301. «Пантократор» - pantokrator (греч.) - всевластитель, т. е. Христос; «понт» - море (церк.-сл.); «отток» - остров (церк.-сл.). 4 Калугин В. В. «Житие Трифона Печенгского» в письменности... С. 449. 5 Митрофан (Баданин), иеромонах. Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие... С. 25. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz