Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава I В то же время в описи соловецких книг, датируемой значительно ра­ нее, 1657 г., указано: «два канона новым святым Трифону Печенгскому да Варлааму Керетскому»1. То есть к этому времени «новым святым» уже были написаны полноценные богослужебные тексты - каноны, которые, как правило, и это естественно, составлялись на основе текс­ тов Житий подвижников с перечнем чудес. Однако эти Жития «новых святых» до нас не дошли. Во второй половине XVII в. исчезает и упо­ мянутый «Сборник Канонов...». Все последующие описи Соловецкой библиотеки более его не упоминают. Эта библиотечная опись 1657 г. была составлена в связи со вкла­ дом книг, принадлежащих перу архимандрита Сергия (Шелонина) (ок. 1590-1664 гг.), который сделал этот старец в Соловецкое книгохра­ нилище. Каноны, упомянутые в описи «архимандрита Сергия книг», позволяют нам судить как об их авторстве, так и о времени их написа­ ния. В то же время необходимо еще раз заметить, что для того, чтобы написать службу новому святому, должно быть составлено не только его жизнеописание, но и иметься письменно засвидетельствованные факты чудотворений как при его жизни, так и от мощей, поскольку такова исторически сложившаяся в Русской Православной Церкви последовательность причисления подвижника к лику святых. Эта практика предполагала «соблюдение нескольких условий, важнейшими из которых при канонизации были установление фак­ тов чудотворений угодника при жизни или после кончины»2. Таким образом, во-первых, подтверждается весьма раннее прославление этих святых на Русском Севере, а во-вторых, существование некоего первоначального жизнеописания преподобного Трифона с фактами его чудотворений, без чего не могла состояться его канонизация, и которое было положено в основу Канона. В книге профессора И. Ф. Ушакова находим утверждение: «Житие „новому святому” написал соловецкий монах Сергий (Шелонин) (в миру Семен Михайлович Москвитин)»3. Придя в Соловецкий монастырь в 1617 г., «подъячий Семен Михайлов сын Москвитин»4уже состоялся не только как придворный чиновник, но и как «грамотей-книжник, пылавший любовью к словесам житий»5. «Москвитин» - прозвище 1 Отводная книга книгохранительной казны 1658 г. РГАДА, ф. 1201, on. 1, № 256, л. 40, об. 41. Ныне эти указанные в описи «архимандрита Сергия книги» находятся в Псковском музее-заповеднике (фонд Никандровой пустыни). 2 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. С. 22. 3 Ушаков И. Ф. Избранные произведения. Т. 2. Мурманск, 1998. С. 296. 4 Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977. С. 199. 5 Шульман Ю. Повести о чудесах // Север. Петрозаводск, 1990. № 9. С. 139. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz