Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

жизненный путь друга и учителя преподобного Трифона - преподоб­ ного Феодорита Кольского1. Но «Феодорит-пустынник»2, этот выдаю­ щийся подвижник, миссионер и богослов XVI в., при всей идеальности своего жизненного пути и очевидности заслуг в деле формирования Российской государственности, так и не сподобился прославления. Слишком уж высоким, подозрительно высоким, было это мистичес­ кое и созерцательное богословие русского «исихазма». Равно как и напряженная высота жизни этих монахов-несгяжателей по Евангель­ скому «единому на потребу», с обличающей строгостью их мораль­ ных и нравственных устоев3. Они очевидным образом стали мешать «симфонии» Церковной и государственной власти. Их время в России прошло, новый этап формирования Российской государственности породил и иной, «новый образ монашества». Правда, однажды в 1556 г. то бесценное духовное сокровище, кото­ рым владели «заволжские старцы», понадобилось «Москве - Третьему Риму», но лишь в сугубо практических, политических целях. Иоанну Грозному требовалось благословение от Вселенского Патриарха на венчание на царство «по чину римских кесарей». Для этой миссии ну­ жен был богослов византийского уровня, старец-исихаст, «имеющий ум Христов» (1 Кор. 2, 16). Вот и было велено тогда Феодориту вести богословские беседы с греческими иерархами, дабы показать, что на­ рождающаяся держава Российская достойно наследует богословский уровень великой Византии. В дальнейшем, поскольку друзьями и сомолитвенниками Феодо­ рита были «старцы-заволжцы», те, которые после Соборов 1553-54 гг. пребывали в заточениях по монастырям, заслуги подвижника перед отечеством были забыты и канонизация его была отложена на четыре­ ста с лишним лет. Глава I 1 См. об этом: Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный Феодорит Кольский, про­ светитель лопарей. Мурманск, 2002. 2 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 664. 3 Вспомним, что Феодорит был осужден по настоянию епископа Суздальского и Та- русского Афанасия (князя Палецкого), который, по словам Курбского, бывшего очевидцем происходившего, был подвержен сребролюбию и пьянству. Феодорит же «от рождения своего чист и непорочен; к тому же трезвость во все дни живота своего хранящ». Когда же архимандрит Феодорит «обрел (в Спасо-Евфимиевом монастыре) зело необузданных мо­ нахов, своевольно не по уставам и святым правилам живущих», то последовательная его строгость вызвала активное сопротивление со стороны монахов и неприязнь со стороны епископа Афанасия, усмотревшим здесь косвенное обвинение и своему образу жизни. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz