Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

идеи «Москва - Третий Рим» были вполне очевидны. Слава Печенг­ ского старца как основателя знаменитого Свяго-Троицкого монастыря на Печенге была столь же велика, как и державное значение этой оби­ тели - «форпоста и оплота российской государственности на Крайнем Севере». Местное почитание его печенгскими монахами, поморами и лопарским народом в лике преподобных, совершенно очевидно, «на­ чалось вскоре после кончины великого старца»1. Во всяком случае, в рукописи «Описание о российских святых», составленной неизвест­ ным подвижником в конце XVI - начале XVII вв., начальник Троиц­ кого монастыря Трифон уже записан как преподобный2. Правда, когда в конце XVII - начале XVIII в. встал вопрос о необ­ ходимости дать нравственный пример пребывающей в перманент­ ном состоянии духовного разорения монастырской братии Кольско- Печенгской обители, то описание жизни Старца, «писанное само­ видцами», сохранившееся в «малых книжицах и писаниях кратких», оказалось не вполне соответствующим тому постепенно узаконенно­ му житийному типу подвижника, согласно которому «преподобный, основатель обители» должен быть «от юности изряден постник, кро­ ток, милостив», с детских лет пребывая либо в церкви, либо в лесу, в пустыне в непрестанной молитве. Можно понять и Правящего архиерея недавно образованной Хол­ могорской и Важской епархии архиепископа Афанасия (Любимова)3, прилагавшего отчаянные усилия по наведению порядка в Кольско- Печенгском монастыре и, конечно же, не благословившего писать правдивую историю лихой юности основателя Печенгской обители. И неведомый нам автор (не исключено, что сам Владыка Афанасий), «ни мало не сумняшеся», написал Житие в духе искусственных житий русского средневековья. И стал бывший гроза всей Каяни и Восточной Ботнии4, «много крови проливший и много народу ограбивший», - «от юности изряден постник, кроток, милостив». Действительно, многие великие русские святые именно так и начи­ нали свое восхождение на вершины православной святости. Идеаль­ ным примером такого Промысла Божьего о спасении человека является Глава I 1 «Судя по тому, что Преподобный рано прославлен как чудотворец, вероятно думать, что и местное празднование ему установлено более или менее вскоре после его кончины» (Го- лубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви (репринт). М., 1998. С. 156). 2 Книга, глаголемая Описание о российских святых / Публ. и доп. М. В. Толстого. (Репринт, 1888.) М., 1995. С. 118. 3 Архиепископ Афанасий (Любимов) - «духовный писатель и полемист» (Панич Т. В. Афанасий (Любимов) // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 9). 4 Каянь (Каянские немцы) и Восточная Ботния (Osterbothnia) - в XVI в. все еще спор­ ные земли, расположенные на восток от побережья Ботнического залива. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz