Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 1. Проблема внеи сторичности в средневековой российской агиографии дух формализма, сухое следование доктрине, «мудрости века сего и властей века сего преходящих» (1 Кор. 2, 7). Вспомним хотя бы, как трудно шел процесс принятия решения о канонизации величайшего православного святого преподобного Серафима Саровского, что ныне нам кажется просто невероятным. Или задумаемся о том, как про ­ ходили целые столетия всенародного почитания блаженной Ксении Петербургской, когда о прославлении подвижницы и чудотворицы даже и речи не велось. В самом деле, какие у этих подвижников заслу­ ги перед государством? Чем они реально содействовали укреплению власти Помазанника или как упрочили Державу в духе идеи «Мос­ ква - Третий Рим»? И тогда начинаешь ясно видеть, как тот самый «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 14). А как судить духовно, если Дух Истины оказался в пленении плотских мудрований? В течение многих веков так и не был официально канонизирован великий северный подвижник преподобный Варлаам Керетский. Пра­ вославный люд всего северного поморья России в течение трех столе­ тий обращался к нему в бедах и напастях как к великому заступнику на море, почитая наравне с Николаем Чудотворцем. Все берега северных морей были уставлены обетными крестами, многие из которых соору­ жались в память о чудесных заступничествах преподобного Варлаама за попавших в беду поморов. Но прославлять чудотворца не спешили, соблазняясь тяжким грехом его юности. И только лишь в 1903 г., явно по Промыслу Божию, он оказался вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в календарях свой день памяти1. Аналогичная ситуация сложилась с преподобным Нилом Сорским. «Мы вообще не знаем, когда именно произошла его местная канони­ зация - в конце XVIII или в XIX вв. Она совершилась неприметно, в силу возросшего его почитания в новое время, и санкционирована Синодом в „Верном месяцеслове” 1903 г.»2. Преподобный отец наш Трифон имел более благополучную судьбу в церковном прославлении, тем более что его заслуги в реализации 1 Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными ли­ тургиями общецерковно и местно, составленный по донесениям Св. Синоду преосвящен­ ных всех епархий в 1901-1902 гг. М., 1903. С. 43. Этому предшествовало появление сообще­ ния о почитании прп. Варлаама в «Источниках русской агиографии» Барсукова Н. П. (СПб., 1882. С. 76-77.) 2 Федотов Г. П. Святые Древней Руси. Т. 8. М., 2000. С. 152. «Никаких известий о канони­ зации Нила Сорского нет» (Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. СПб., 1882. С. 45). 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz