Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Виттенберг1для уяснения сути происходящих церковных нововведений. И хотя невозможность принятия этого нового учения для православных была очевидна, все же в дальнейшем протестантизм не мог не оказать реального и пагубного влияния на греков. Ярким свидетельством этого повреждения веры может служить скандальная деятельность в начале XVII в. Патриарха Константинопольского Кирилла Лукариса. Необы­ чайно вдохновленный реформаторскими идеями, Патриарх Кирилл в 1629 г. издал написанную им книгу «Исповедание веры», по сути, изла­ гавшую учение И. Кальвина. Учитывая же, что «Лукарис поддерживал деятельные сношения с юго-западной Россией»2, а в самой России в 40-е гг. XVII в. уже вызревали идеи приведения русской веры в полное соответствие с греческой, можно оценить степень опосредованного воздействия на нас западной поврежденной духовности. Надо признать, что наибольшее влияние на русское Православие со стороны Запада было оказано при воссоединении Украины с Россией в 1654 г. И вовсе не секрет, что «Православное исповедание Кафоличес­ кой и Апостольской Церкви Восточной» Киевского митрополита Петра (Могилы) в полной мере впитало в себя дух латинского богословия. За­ тянувшийся инфантилизм российского богословия на фоне заметного снижения уровня теологии Византийской обусловили очевидную веро­ учительную слабость созданного в конце XVII в. известного «Послания Восточных Патриархов». В этом документе ясно проявились серьезные проблемы восточного богословия, оказавшегося не в состоянии прой­ ти неповрежденным между европейскими «Сциллой и Харибдой», но при этом смело вооружившегося протестантскими аргументами про­ тив католичества, а католическими - против протестантов. К ак мы уже замечали выше, последствия этого западного вли­ яния на православную духовность в полной мере не осозна­ ны и тем более не преодолены и поныне. «Латинянское» пленение православного духа, полагающее в основание веры плотские мудро­ вания «душевного человека», «мудрость человеческую, а не силу Бо- жию» (1 Кор. 2, 6), пронизывает практически все дореволюционное школьное богословское наследие. Возвращаясь к теме нашего исследования и касаясь проблем в воп­ росе прославления святых в ситуации с агиографическим наследием, мы также замечаем в нашем недавнем прошлом все тот же мертвящий Глава I 1 Именно в немецком городе Виттенберге Лютер обнародовал свои знаменитые 94 тези­ са нового учения, вывесив на воротах дворцовой церкви. 2 Кирилл Лукарис // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 754. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz