Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 1. Проблема внеи сторичности в средневековой российской агиографии Это искушение богословской самостоятельностью повлекло к «за падному устремлению» царей Московских. Брак Ивана III с греческой царевной Софьей Палеолог означал вовсе «не подъем византийского влияния на Москву, а, напротив, начало русского западничества»1. Как оценивал произошедшее Карамзин: «...народ еще коснеет в не вежестве, в грубости; но правительство уже действует по законам ума просвещенного». В еще большей степени эти тенденции проявились при царе Василии Ивановиче. «А у нас старые обычаи князь великий переменил», - так говаривали в то время при дворе царя Василия III, за глаза называя его «сыном чародеицы греческой». «Звездозаконие и астрология», «немецкая прелесть, глаголемая фортуна» находят са мое высокое покровительство в Москве, да и в целом наблюдается «шатание умов» и явное вольнодумство. В ближайшем окружении царя вполне открыто звучат разговоры и ведется переписка на темы соединения Церквей. В какой-то мере в этом же ряду стоит и знаменитая Библия Новго родского Владыки Геннадия, с очевидным влиянием Вульгаты. В то же время отмечается «проникновение латинских настроений в обработку житийных и назидательных сочинений»2. Латинское становилось нам ближе греческого, и в последующем «споре осифлян и „заволжцев” мы, в сущности, наблюдаем это же столкновение нового и старого, латинского и греческого»3. Позже, по мере того как Московские цари начиная с Иоанна Гроз ного все более очаровывались идеей «Москва - Третий Рим», апел ляции к духовному авторитету Вселенского Патриарха и греческих богословов вновь стали набирать силу, но, опять же, в чисто полити ческом аспекте. Из всего богатейшего наследия Востока интерес был проявлен лишь к его достаточно специфической и подчас спорной области - богословию «симфонии» Церкви и государства. Российс кая монархия и Церковь всячески стремились напитаться духом ви зантийского опыта, обосновать законную преемственность власти «римских кесарей» и наследовать как имперский авторитет «Второго Рима», так и «вселенскость» для Русского Православия. ВXVI в., прошедшем под знаменем торжества учения Лютера и Каль вина, Константинопольский Патриарх Иеремия II посылал посольство в 1 Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 16. Брак этот был венчан в Ватикане. Царевна воспитывалась в духе Флорентийского Собора, и опекуном ее был кардинал Виссарион. 2 Там же. С. 20. 3 Там же. С. 20. 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz