Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава I подлинного православного, мистического духа явила нам Византий­ ская Церковь. Точно так же, но только на афонских старцев-исихастов, в первой половине XIV в. воздвигались гонения. Своим рациональ­ ным умствованием восточный «латинянин» Варлаам Калабрийский поносил солунское монашеское богословие, обвиняя отцов в ереси мессалианства1. Но тогда усилиями святителя Григория Паламы и его единомышленников был дан отпор этой агрессии мертвой западной схоластики против Божественного вдохновения созерцательного мо­ литвенного видения. Константинопольский Собор 1341 г. заградил уста западным рационалистам от богословия, похулившим Свет Фа­ ворский и славу Христову как «эфемерный атмосферный феномен», а монашеский образ творения молитвы Иисусовой - как «бесовскую прелесть». «Запад всегда был чужд высокого полета духа и никогда не мог в этом бтношении сравняться с Востоком, не мог даже прибли­ зиться хоть сколько-нибудь к нему в отношении откровенных созер­ цаний премирного начала и познания основ сущего»2. Надо сказать, что недостаточную зрелость отечественного богосло­ вия мы всегда, во всяком случае до позора Флорентийской Унии, ком­ пенсировали путем апелляций к греческой догматической мысли. В то же время, всецело доверяя грекам как первоисточнику нашей веры и не­ пререкаемому авторитету, мы своевременно недооценили масштаба за­ падного влияния на дряхлеющий Константинополь, сначала со стороны Римской Церкви, а позже и со стороны европейских реформаторов. Утопические надежды Византии XV в. на политический союз с Ев­ ропой против Османской империи неизбежно размывали прежнее решительное неприятие греками образа духовности Западной Церкви, толкая их к компромиссам, уступкам и прямым отступлениям. Вскоре, в 1453 г., «Второй Рим» пал, осквернившись Унией и «прельстившися сребролюбием и златолюбием»3. Оставшись единственной блюсти­ тельницей «непорочной веры седьми Соборов», Русская Церковь ли ­ шилась своего традиционного византийского «источника вселенской мудрости», и ее богословская мысль оказалась не вполне готовой к самостоятельному плаванию в бурном море упомянутых выше «ере­ сей, явившихся на церковные догматы». 1 Мессалиане - сектантское движение, возникшее на Востоке в IV в. Приверженцы этого движения доводили аскетическое и молитвенное делание до абсурдных и уродливых форм. В мировоззрении исповедовали дуализм, часто смыкаясь с манихейством. 2 Тарасий (Курганский), иеромонах. Великороссийское и малороссийское богословие XVI-XVII вв. // Миссионерское обозрение. СПб., 1903. С. 47. 3 Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений про­ тив латинян (XI-XV вв.). М., 1875. С. 89. 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz