Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава I подлинного православного, мистического духа явила нам Византий ская Церковь. Точно так же, но только на афонских старцев-исихастов, в первой половине XIV в. воздвигались гонения. Своим рациональ ным умствованием восточный «латинянин» Варлаам Калабрийский поносил солунское монашеское богословие, обвиняя отцов в ереси мессалианства1. Но тогда усилиями святителя Григория Паламы и его единомышленников был дан отпор этой агрессии мертвой западной схоластики против Божественного вдохновения созерцательного мо литвенного видения. Константинопольский Собор 1341 г. заградил уста западным рационалистам от богословия, похулившим Свет Фа ворский и славу Христову как «эфемерный атмосферный феномен», а монашеский образ творения молитвы Иисусовой - как «бесовскую прелесть». «Запад всегда был чужд высокого полета духа и никогда не мог в этом бтношении сравняться с Востоком, не мог даже прибли зиться хоть сколько-нибудь к нему в отношении откровенных созер цаний премирного начала и познания основ сущего»2. Надо сказать, что недостаточную зрелость отечественного богосло вия мы всегда, во всяком случае до позора Флорентийской Унии, ком пенсировали путем апелляций к греческой догматической мысли. В то же время, всецело доверяя грекам как первоисточнику нашей веры и не пререкаемому авторитету, мы своевременно недооценили масштаба за падного влияния на дряхлеющий Константинополь, сначала со стороны Римской Церкви, а позже и со стороны европейских реформаторов. Утопические надежды Византии XV в. на политический союз с Ев ропой против Османской империи неизбежно размывали прежнее решительное неприятие греками образа духовности Западной Церкви, толкая их к компромиссам, уступкам и прямым отступлениям. Вскоре, в 1453 г., «Второй Рим» пал, осквернившись Унией и «прельстившися сребролюбием и златолюбием»3. Оставшись единственной блюсти тельницей «непорочной веры седьми Соборов», Русская Церковь ли шилась своего традиционного византийского «источника вселенской мудрости», и ее богословская мысль оказалась не вполне готовой к самостоятельному плаванию в бурном море упомянутых выше «ере сей, явившихся на церковные догматы». 1 Мессалиане - сектантское движение, возникшее на Востоке в IV в. Приверженцы этого движения доводили аскетическое и молитвенное делание до абсурдных и уродливых форм. В мировоззрении исповедовали дуализм, часто смыкаясь с манихейством. 2 Тарасий (Курганский), иеромонах. Великороссийское и малороссийское богословие XVI-XVII вв. // Миссионерское обозрение. СПб., 1903. С. 47. 3 Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений про тив латинян (XI-XV вв.). М., 1875. С. 89. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz