Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 1. Проблема внеи сторичности в средневековой российской агиографии власти»1и боязни глубоко вдаваться в суть поднимаемых вопросов христианской веры. Именно здесь лежат истоки трагедии и, по сути, разгрома движе­ ния русских монахов-исихастов на Соборах 1553-1554 гг. Казалось бы, уникальная богословская школа «старцев-заволжцев», очевидно, столь необходимая для нарождающейся подлинной духовной жизни, требо­ вала внимательного изучения, вдумчивого и бережного к себе отно­ шения. Но, увы, исихастского возрождения на российской территории не произошло. Укрывавшиеся в Заволжье еретики и вольнодумцы протестантского толка оказались для ряда отцов Собора в одном ряду с истинными подвижниками и столпами Православной веры. «Суды над действительными и мнимыми еретиками точно охарактеризовал Курбский»2. При всем полемическом запале послания князя Андрея Курбского надо признать, что его параллель с Евангельской притчей (Мф. 24, 30) весьма уместна при оценке произошедшей несправедли­ вости: «В те лета возросли плевелы между чистою пшеницею из-за спания и пиянства многих пастырей наших, сиречь ереси Люторс- кие явившиеся хулить церковные догматы. Митрополит Российский повелением царевым, повелел оных ругателей везде имати, хотяще истязати их о церковных расколах, ими же церковь возмущали. И где елико аще обретено их, везде имано и провожено до места главного Московского, паче же от пустынь Заволжских, ибо и там прозябоша оные ругания. Иначалось было дело сие исперва добро, но в конец злый пройде, сего ради иже исторгающие плевелы, исторгали с ними и чистую пшеницу, по Господню словеси»3. В результате «премудрые старцы», «монахи по Великого Василия уставу живущие нестежательно», были разосланы по монастырям на заточение, и очаги пустынножительства «Северной Фиваиды»4 запустели5. Хотя без малого двести лет назад совсем иной пример отношения к драгоценному опыту монашеского богословствования и сбережения 1 Тарасий (Курганский), иеромонах. Великороссийское и малороссийское богословие XVI-XVII вв. // Миссионерское обозрение. СПб., 1903. С. 6. 2 Калугин В. В. Артемий, монах // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 460. 3 Курбский А. История о Великом князе Московском // ПЛДР. М., 1986. С. 334-335. 4 Название дано из-за многочисленности монастырей, скитов и пустыней на севере Руси (в первую очередь в Белозерье) по аналогии с египетской пустыней, где селились когда- то основатели раннехристианского отшельничества. Впервые словосочетание «Русская Фи- ваида на севере» употребил религиозный писатель А. Н. Муравьев (1806-1874 гг.). 5 «Собор спустя короткое время осудил Артемия по обвинениям, которые во многом близки были к клевете» (Вилинский С. Г. К вопросу о литературной деятельности старца Артемия. Одесса, 1904. С. 4). 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz