Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава I оказалось направленным на Русь именно в конце XV в., что было це ликом закономерно, ибо в это время Вселенское Православие пос ле Флорентийской унии и падения Константинополя переживало остро критический момент. На земле к этому времени осталась одна- единственная православная держава - Россия. С ней было связано бу дущее мирового Православия»1. И действительно, ситуация на Руси в конце XV в. складывалась чрезвычайная. Наиболее влиятельные и образованные слои Новгорода, духовенство, купечество оказались в полной мере втянутыми в это еретическое движение. Вскоре пропа ганда «жидовствующих», распространившись на Москву, захватила круги, наиболее близкие к Великому князю, поражая семью Государя и в конечном итоге даже Предстоятеля Русской Православной Церкви. Православная Русь стояла перед реальной катастрофой и готовностью повторить историческую судьбу Хазарского каганата. Усилиями игумена Волоколамского монастыря преподобного Иосифа Волоцкого и Новгородского Митрополита Геннадия этим страшным планам не дано было осуществиться. Благодаря их настойчивости и решительности «ересь жидовствующих» была подавлена весьма жес токими методами. Но эта «встряска» не прошла бесследно для русской духовной жиз ни. Учитывая, что «важную роль в ряде случаев обращения в ересь сыграл религиозный момент: богословская отсталость Руси позволила вовлечь в «жидовство» многих вполне искренне верующих людей»2, то народ был напуган. Борьба с «ересями» перешла в плоскость каратель ных мер, применяемых к врагам государства3. В этом состояла главная причина последующей стагнации богословской мысли и, более того, страха перед любыми вероучительными размышлениями. Традиция «философствования» и культура богословского диалога в России складывались с трудом. Да и сама потребность в этом занятии была скорее исключением, как, например, «Ответ государев» И ва на Грозного Яну Роките или богословские трактаты Ермолая-Еразма. Осознание свалившейся на Россию ответственности за «сохранение веры истинной» в сочетании с богословской неподготовленностью порождали дух «осторожной подозрительности высшей духовной 1 Петрушко В. И. Курс лекций по Истории Русской Церкви. ПСТГУ. Лекция 16. С. 5. 2 Там же. С. 6. 3 «Те страшные казни еретиков произвели на всех потрясающее впечатление... многие из православных почувствовали к ним сострадание» (Макарий (Булгаков), митрополит. Ис тория Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 78). 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz