Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 1. Проблем а внеи сторичности в средневековой российской агиографии Но ведь именно эти ее преображение, раскаяние и исцеление от власти греха всего более и необходимы нам, именно это вселяет в нас веру в милосердие Божие и надежду на спасение. Почему Житие Марии Египетской потрясает до слез каждого, кто читал его? Почему тяжкий грех Богоизбранного Царя Давида не лиша­ ет великой святости ни его, ни его спасительных псалмов? Да потому, что именно в этом главная сила Христианства и принципиальное от­ личие учения Христа как «Бога кающихся» от всех иных религиозных систем. Именно поэтому первым со Христом в рай вошел покаявший­ ся разбойник. Задумаемся и об апостоле Петре, трижды отрекшемся от Госпо­ да, и об апостоле Павле, в прошлом страшном гонителе и мучителе христиан. Может, и о них «просто недопустимо думать, чтобы Иисус принял их на роль лидеров», и они для нас более не являются Перво­ верховными? Именно здесь яснее всего видны те горькие утраты в западной вере, здесь проходит то вселенское разделение духа, тот рубеж Правой Веры перед лицом нарастающей мировой апостасии. Думается, мы и сей­ час не в полной мере осознаем последствия этого влияния Запада на русскую духовность. Т еперь кратко рассмотрим, каковы были объективные истори­ ческие причины внутрироссийской жизни, обусловившие саму возможность этого влияния. Русская Церковь, получив в готовом виде христианские догматы и обрядность от великой Византии, полностью доверяла ее духовному богословскому авторитету и особо не готовилась к самостоятельному догматико-аналитическому подходу в богословии. Но Византия пала, и вскоре, во второй половине XV в., русское Православие совершенно нежданно1столкнулось с неким религиозным брожением - «ересью стригольников», а чуть позже и с более сложным и «злочестивым» учением, получившим название «ересь жидовствующих». Трудно полноценно судить о внешнеполитических причинах и движущих силах этого явления в русской духовной жизни. Если же коснуться его мистической составляющей, то очевидным становится следующее: «острие этого антихристианского иудейского движения 1 Архиепископ Геннадий Новгородский - архиепископу Иоасафу Ростовскому: «А ог- нели же князь великий Володимер Киевьский крестил всю землю Русскую... того и слуху не бывало, чтобы быти в Руси какой ереси» (Казаков Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-XVI вв. М.-Л., 1955. С. 474). 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz