Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 1. Проблем а внеи сторичности в средневековой российской агиографии Но ведь именно эти ее преображение, раскаяние и исцеление от власти греха всего более и необходимы нам, именно это вселяет в нас веру в милосердие Божие и надежду на спасение. Почему Житие Марии Египетской потрясает до слез каждого, кто читал его? Почему тяжкий грех Богоизбранного Царя Давида не лиша ет великой святости ни его, ни его спасительных псалмов? Да потому, что именно в этом главная сила Христианства и принципиальное от личие учения Христа как «Бога кающихся» от всех иных религиозных систем. Именно поэтому первым со Христом в рай вошел покаявший ся разбойник. Задумаемся и об апостоле Петре, трижды отрекшемся от Госпо да, и об апостоле Павле, в прошлом страшном гонителе и мучителе христиан. Может, и о них «просто недопустимо думать, чтобы Иисус принял их на роль лидеров», и они для нас более не являются Перво верховными? Именно здесь яснее всего видны те горькие утраты в западной вере, здесь проходит то вселенское разделение духа, тот рубеж Правой Веры перед лицом нарастающей мировой апостасии. Думается, мы и сей час не в полной мере осознаем последствия этого влияния Запада на русскую духовность. Т еперь кратко рассмотрим, каковы были объективные истори ческие причины внутрироссийской жизни, обусловившие саму возможность этого влияния. Русская Церковь, получив в готовом виде христианские догматы и обрядность от великой Византии, полностью доверяла ее духовному богословскому авторитету и особо не готовилась к самостоятельному догматико-аналитическому подходу в богословии. Но Византия пала, и вскоре, во второй половине XV в., русское Православие совершенно нежданно1столкнулось с неким религиозным брожением - «ересью стригольников», а чуть позже и с более сложным и «злочестивым» учением, получившим название «ересь жидовствующих». Трудно полноценно судить о внешнеполитических причинах и движущих силах этого явления в русской духовной жизни. Если же коснуться его мистической составляющей, то очевидным становится следующее: «острие этого антихристианского иудейского движения 1 Архиепископ Геннадий Новгородский - архиепископу Иоасафу Ростовскому: «А ог- нели же князь великий Володимер Киевьский крестил всю землю Русскую... того и слуху не бывало, чтобы быти в Руси какой ереси» (Казаков Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV-XVI вв. М.-Л., 1955. С. 474). 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz