Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Приложение IV Перевод отрывка «Сообщения...», касающегося беседы Симона ван Салингена с Трифоном Печенгским Der Triffaen hat Simon von Salingen auch berichtet... Трифон рас ­ сказывал Симону ван Салингену о том, как он начал строить монас­ тырь в Монкенфорте, что побудило его к этому... Er war ein gewaltiger kreigsmann gewefen, wieder den feindt, auch viel Bolds abgenhommen an der Grenzen, und geraubet, und bett viel Bluts vergoflen... «Он был грозным для врагов воином, много народу ограбил и ра­ зорил он на границе и много крови пролил, в чем раскаялся и о чем горько сожалел: поэтому он поклялся не носить в своей жизни полот­ на, решил сделать себе обруч вокруг пояса и (вдали) от всех людей, в пустыне, среди диких зверей каяться перед Богом, не пить больше ни­ каких хмельных напитков, не есть больше мяса и т. п., и проч.; что для этого он в одном месте, вверх от Монкенфорта, построил небольшую келью и взял с собой иконы, перед которыми молился Богу, прожил гам значительное время, вовсе не видя людей, не ел ничего, кроме рыбы, которую сам ловил, и кореньев и ягод, которые собирал в лесу. Молва об его святой жизни распространилась в других местах, и его стало посещать много народа, прослышавшего об его келье, постро­ енной в пустыне. Так как они просили его о том, чтоб он построил тут церковь, где бы можно было совершать богослужение, то он выстроил небольшую часовню, куда пригласил черного попа, который служил ему обедню и проч., и тогда же надел он на себя клобук. После пос­ троения часовни его стало посещать еще больше народу. К часовне приезжали и рыбаки и жертвовали рыбу в пользу часовни; благодаря таким дарам построен был большой монастырь на одну милю пути ниже на реке. Рыбаки приезжали также для пострижения, когда их постигала болезнь. Однако еще в 1565 г. монахов было всего около 20 и приблизительно 30 служек или монастырских работников. Но как только туда стали приходить корабли, в 1566 и 1567 гг., там появилось с товарами много народу из Холмогор, Каргополя и Шуи, которые все тоже жертвовали на украшение монастыря и на обращение и Ло­ парей в русскую веру. Так что в 1572 г., когда Симону ван Салингену пришлось там еще раз зимовать со своими судами, там было около 50 монахов и около 200 бельцов или монастырских работников, ко­ торые все были заняты постройкой церкви...» Перевод осуществлен А. М. Филипповым в 1901 г., уточнен К). Н. Щербачевым в 1902 г. 279

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz