Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Глава I Творцы европейской реформации в полной мере развили упомя нутые идеи Августина, доведя их до сотериологического тупика: «Ни какие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную гибель»1. Таким уподоблением античному фатализму недопустимо извраща лась суть христианского вероучения. Человек, изначально грешный и немощный, безжалостно ввергался в состояние полной обреченности, изолируясь от бесконечного милосердия Божьего, от извечно протя нутой к нему руки Спасителя. «Неблагополучная» судьба человека, греховные наклонности в его жизни являются для протестанта несомненным признаком предо пределенности данного человека к погибели. Усилия же грешника по изменению своей судьбы, его вера и добрые дела, совершаемые на пути спасения, ни на что не влияют и бессмысленны. Именно потому, например, так непримиримо категоричны про тестантские богословы при отстаивании своих позиций в известном споре о том, была ли святая равноапостольная Мария Магдалина, из которой, как известно, Господь изгнал семь бесов (Лк. 8, 2), той самой женщиной-блудницей, прощенной Христом на пиру у Симона фари сея (Лк. 7, 37-50). «Просто недопустимо думать, что Иисус принял распутную женщину на роль женского лидера в своей группе. Одно дело простить грехи блудницы, но совсем другое дело - поставить такую женщину руководить религиозными делами»2. Горько слышать рассуждения весьма достойных православных бого словов в XVII в., вполне согласные с протестантскими воззрениями: «Аще бы Магдалина оною была блудницей, во вслед Христа и Его уче ников долго ходящей, что бы рекли ненавистницы Христовы жидове, ищущие на Него каковыя-либо вины...»3. Но неужели мы усомнились в том, что Христос есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6)? А разве может Истина зависеть от конъюнктуры момента и мнения властей предержащих? Тем более что те самые «ненавистницы Христовы жидове», о мне нии которых так печется автор, не преминули в Талмуде подробно описать, кем в прошлом действительно была Мария Магдалина, сколь ослепительно красива, а также сколь богата и грешна. 1 Випиер Р. Ю. Кальвин // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. 1. С. 664. 2 Геллей Г. Библейский справочник. Христианское общество. СПб., 1998. С. 503. 3 Жития святых на русском языке изложенныя по руководству Четьих миней св. Ди митрия Ростовского. М., 1910. Кн. 11. С. 507. Примечание 5. 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz