Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
§ 1. Проблема внеи сторичности в средневековой российской агиографии людей логикой Своего Промысла о каждом человеке. Для такого протестанта покаяние грешника вовсе не определяет его прощения и воссоединения с Богом. Людские судьбы раз и навсегда предопре делены. Одни избраны ко спасению, другие к осуждению, и никто ничего изменить не может. Говоря об этом влиянии с Запада, необходимо учитывать, что не Лютер и Кальвин породили саму возможность появления этого дог мата «о предопределении». Вся западная католическая богословская традиция, основанная на учении Блаженного Августина, впитала крайности, если можно так выразиться, «антропологического мини мализма». «Человек спасается одной лишь благодатью, независимо от заслуг... Кому не дается дар постоянного пребывания в добре, кого благодать оставляет, тот неизбежно влечется собственной злой волей к гибели... Род человеческий изначально в Божественном предви дении был распределен на... избранных (electi), предопределенных (praedestinati) и .. .отвергнутых (reprobati)»1. Таким образом, и до Реформации, и после нее российская духов ность, так или иначе сталкиваясь с этой традицией западного бого словского менталитета, неизбежно испытывала его влияние. И, скажем прямо, это влияние более преуспело, нежели истинно православный взгляд на место человека в Божественном плане спасения, раскрываю щий нам благодатную возможность «синергии», или соработничества Божественного и человеческого: «Если душа возненавидит свою связь с худшим и прилепится любовью к Лучшему, подчиняясь Ему делами и способами осуществления добродетелей, то она просвещается этим Лучшим и облагораживается Им»2. Но, увы, рационализм западной мысли был напорист и, одолевая российские духовные просторы, надо честно признать, достиг определенных успехов. И если в середине XVI в. русская Церковь, увы, просто отмахнулась от учения выдаю щегося святителя Григория Паламы «о познании Бога в Его нетварных энергиях», как от учения малопонятного и совершенно бесполезного для дела созидания «Москвы - Третьего Рима», то к началу XX в. она уже смело отнесла его в разряд «сект, ересей и расколов»3. 1 Фокин Ф. Р. Августин Блаженный // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 104. 2 Асмус Валентин, протоиерей, Вернадский М. М. Григорий Палама // Православная эн циклопедия. М., 2006. Т. 13. С. 36. 3 «На Константинопольском соборе 1341 г. исихасты, ревностно защищаемые Григори ем Паламою, одержали верх в прениях о существе несозданного света с Варлаамом, калаб рийским монахом. Но вздорное мнение исихастов вскоре само собою предано было забве нию» (Булгаков Сергий, протоиерей. Краткие сведения о существовавших и существующих расколах, ересях и сектах и проч. // Настольная книга священно-церковно-служителей. Киев, 1913. Кн. 2. С. 1622). 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz