Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

§ 1. Проблема внеи сторичности в средневековой российской агиографии людей логикой Своего Промысла о каждом человеке. Для такого протестанта покаяние грешника вовсе не определяет его прощения и воссоединения с Богом. Людские судьбы раз и навсегда предопре­ делены. Одни избраны ко спасению, другие к осуждению, и никто ничего изменить не может. Говоря об этом влиянии с Запада, необходимо учитывать, что не Лютер и Кальвин породили саму возможность появления этого дог­ мата «о предопределении». Вся западная католическая богословская традиция, основанная на учении Блаженного Августина, впитала крайности, если можно так выразиться, «антропологического мини­ мализма». «Человек спасается одной лишь благодатью, независимо от заслуг... Кому не дается дар постоянного пребывания в добре, кого благодать оставляет, тот неизбежно влечется собственной злой волей к гибели... Род человеческий изначально в Божественном предви­ дении был распределен на... избранных (electi), предопределенных (praedestinati) и .. .отвергнутых (reprobati)»1. Таким образом, и до Реформации, и после нее российская духов­ ность, так или иначе сталкиваясь с этой традицией западного бого­ словского менталитета, неизбежно испытывала его влияние. И, скажем прямо, это влияние более преуспело, нежели истинно православный взгляд на место человека в Божественном плане спасения, раскрываю­ щий нам благодатную возможность «синергии», или соработничества Божественного и человеческого: «Если душа возненавидит свою связь с худшим и прилепится любовью к Лучшему, подчиняясь Ему делами и способами осуществления добродетелей, то она просвещается этим Лучшим и облагораживается Им»2. Но, увы, рационализм западной мысли был напорист и, одолевая российские духовные просторы, надо честно признать, достиг определенных успехов. И если в середине XVI в. русская Церковь, увы, просто отмахнулась от учения выдаю­ щегося святителя Григория Паламы «о познании Бога в Его нетварных энергиях», как от учения малопонятного и совершенно бесполезного для дела созидания «Москвы - Третьего Рима», то к началу XX в. она уже смело отнесла его в разряд «сект, ересей и расколов»3. 1 Фокин Ф. Р. Августин Блаженный // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 104. 2 Асмус Валентин, протоиерей, Вернадский М. М. Григорий Палама // Православная эн­ циклопедия. М., 2006. Т. 13. С. 36. 3 «На Константинопольском соборе 1341 г. исихасты, ревностно защищаемые Григори­ ем Паламою, одержали верх в прениях о существе несозданного света с Варлаамом, калаб­ рийским монахом. Но вздорное мнение исихастов вскоре само собою предано было забве­ нию» (Булгаков Сергий, протоиерей. Краткие сведения о существовавших и существующих расколах, ересях и сектах и проч. // Настольная книга священно-церковно-служителей. Киев, 1913. Кн. 2. С. 1622). 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz