Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Заключение под свое покровительство, что навсегда запечатлелось в сердцах всех последующих поколений благодарного лопарского племени. 10. Признание факта лежащего на Трифоне греха многочислен ных «смертоубийств» делает логичной и канонично объяснимой его двадцатилетнюю отстраненность от приобщения Церковных Таинств. 11. Тесные контакты преподобного Трифона с доверенным лицом владыки Макария «иероиноком Илией» убедительно свидетельству ют, что деятельность Трифона проходила в строго каноничном русле архиерейского благословения. 12. Жизнеописание преподобного Трифона должно быть пере смотрено в направлении, отражающем современное понимание су ществования на Крайнем Севере Руси в XVI в. единого молитвенного пространства монахов-исихастов «заволжской» школы и благодатного союза православных подвижников-миссионеров. 13. Особое место в новой редакции Жития должно быть отведено пре подобному Варлааму Керетскому, сыгравшему важную роль и оказав шему преподобному Трифону столь необходимую духовную поддержку в один из наиболее драматических моментов в истории строительства Печенгского монастыря. 14. Причина ухода преподобного Трифона из монастыря на восемь лет в полной мере приобретает свой подлинный драматический ха рактер, как отражение имевших место во всей российской истории в этот период противоречий между двумя моделями монастырского строительства. В то же время личное противостояние Трифона «буй ной» кольской братии, пытавшейся навязать ему свою волю, становит ся стимулом преодоления Трифоном страстных черт своего характера как наследия греховной прошлой жизни. Последующее восьмилетнее его скитание - одно из условий этого преодоления и время, необходи мое для размышлений и переосмыслений. 15. Возвращение преподобного Трифона на Печенгу с Жалованной грамотой и возобновление прерванного им окормления монастыря - одно из узловых событий в жизни подвижника. Обращение к царю за Грамотой и начало строительства монастыря «нового типа» есть свидетельство духовного роста Печенгского подвижника, стяжания старческой мудрости и смирения, при которых Соборные решения Церкви принимаются как воля Божья, что несовместимо с дальней шим противостоянием или расколом. 16. Преодолены многочисленные противоречия, существовавшие между текстом Жития, где описывается встреча Трифона с царем Иоанном Грозным, и сохранившимся текстом Жалованной царской грамоты Печенгскому монастырю от 1556 г., что позволяет восстано 258
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz