Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Заключение под свое покровительство, что навсегда запечатлелось в сердцах всех последующих поколений благодарного лопарского племени. 10. Признание факта лежащего на Трифоне греха многочислен­ ных «смертоубийств» делает логичной и канонично объяснимой его двадцатилетнюю отстраненность от приобщения Церковных Таинств. 11. Тесные контакты преподобного Трифона с доверенным лицом владыки Макария «иероиноком Илией» убедительно свидетельству­ ют, что деятельность Трифона проходила в строго каноничном русле архиерейского благословения. 12. Жизнеописание преподобного Трифона должно быть пере­ смотрено в направлении, отражающем современное понимание су­ ществования на Крайнем Севере Руси в XVI в. единого молитвенного пространства монахов-исихастов «заволжской» школы и благодатного союза православных подвижников-миссионеров. 13. Особое место в новой редакции Жития должно быть отведено пре­ подобному Варлааму Керетскому, сыгравшему важную роль и оказав­ шему преподобному Трифону столь необходимую духовную поддержку в один из наиболее драматических моментов в истории строительства Печенгского монастыря. 14. Причина ухода преподобного Трифона из монастыря на восемь лет в полной мере приобретает свой подлинный драматический ха­ рактер, как отражение имевших место во всей российской истории в этот период противоречий между двумя моделями монастырского строительства. В то же время личное противостояние Трифона «буй­ ной» кольской братии, пытавшейся навязать ему свою волю, становит­ ся стимулом преодоления Трифоном страстных черт своего характера как наследия греховной прошлой жизни. Последующее восьмилетнее его скитание - одно из условий этого преодоления и время, необходи­ мое для размышлений и переосмыслений. 15. Возвращение преподобного Трифона на Печенгу с Жалованной грамотой и возобновление прерванного им окормления монастыря - одно из узловых событий в жизни подвижника. Обращение к царю за Грамотой и начало строительства монастыря «нового типа» есть свидетельство духовного роста Печенгского подвижника, стяжания старческой мудрости и смирения, при которых Соборные решения Церкви принимаются как воля Божья, что несовместимо с дальней­ шим противостоянием или расколом. 16. Преодолены многочисленные противоречия, существовавшие между текстом Жития, где описывается встреча Трифона с царем Иоанном Грозным, и сохранившимся текстом Жалованной царской грамоты Печенгскому монастырю от 1556 г., что позволяет восстано­ 258

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz