Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Глава I искажая путь, которым Христос вел его к преображению, возводя на Фавор его святости. Однако, как мы увидим далее на примере «Жития преподобного Трифона Печенгского» и житий других святых, те или иные потребности и веяния времени ставят агиографа перед необхо­ димостью отсекать важнейшие жизненные события, а порой и целые этапы жизни подвижника. Таким образом, исключается важнейшая задача, стоящая перед писа­ телем Жития, - заново прожить, «прострадать» жизнь Святого, дабы все его «человеческие мысли, знания, чувства и дела показать в их соприкос­ новении с миром Божественным», проследить, как «от этого соприкос­ новения все очищается; то же, что не может очиститься, сгорает»1. Т еперь рассмотрим воздействие протестантской духовности на российскую средневековую агиографию. Известный историк и богослов протоиерей Александр Шмеман в своей книге «Исторический путь Православия», касаясь результатов разрушительной деятельности «великого просветителя» - Вольтера, размышлял и о том положитель­ ном, что дала Церковной Истории его беспощадная, высмеивающая веру критика: «Она смыла с памяти Церковной всю сусальную позоло­ ту, но открыла такую подлинную красоту, такую правду о мучениках, которая не нуждается уже ни в каких украшениях и узорах»2. Но, увы, эти самые «украшения и узоры» время от времени опять начинали покрывать жизнеописания тех или иных подвижников, ли ­ шая их силы правдивого примера, что, в свою очередь, отнимало веру в реальность спасительного пути, дарованного нам Крестной жертвой Христовой. Это подробно разобранное нами выше явление, стремление по ­ догнать реальный и неповторимый образ каждого подвижника под некий условный идеал, безжизненную абстрактную фигуру, в XVI в. получило необходимую догматическую поддержку с Запада. Это было время настойчивого влияния новых религиозных веяний от тех самых «тамо близких стран, от Люторския и Калвинския ереси», с духовной экспансией которых на Русском Севере как раз и боролись Трифон Печенгский и его монастырь. Отрава кальвинизма проникла в умы еретическим догматом «о Божественном предопределении». Усилиями ересиархов западной реформации милосердный и любящий христиан­ ский Бог превращался в неумолимого Судью с непостижимой для 1 Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 215. 2 Шмеман Александр, протоиерей. Исторический путь православия (репринт). М., 1993. С. 55. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz