Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.

Заключение 2. Может быть признано достоверным описание в Житии благо­ честивого отрочества Трифона, выросшего в семье священника и вос­ питанного в вере и благочестии. В этом случае необходимо признать удаление из текста «соблазнительного» периода юности Трифона, начиная от момента формирования Трифона как «человека войны», через последовавшие затем духовную катастрофу, раскаяние и вплоть до прихода «на приморие великого моря-окияна». 3. Убедительно показано, что изначальной причиной прихода под­ вижника в Лопарские пустыни была не задача миссионерства, а внут­ ренний духовный кризис и потребность глубокого покаяния в грехах прошлой жизни. 4. Поиск истинной причины прихода Трифона на покаяние сегодня находится в плоскости выяснения: был ли Трифон атаманом шайки раз­ бойников, убившим свою возлюбленную (версия проф. Я. А. Фрисса), или же неким «воином», «человеком войны» («kriegsmann»), «пролившим много крови и многих ограбившим в пограничьи» (по Салингену). 5. Установление иных мотивов прихода преподобного Трифона в Лопарские пустыни раскрывает особую роль преподобного Феодорита Кольского в преображении кающегося грешника Трифона в активного миссионера, просветителя лопарей. 6. Понимание тесного переплетения судеб Трифона и Феодорита (на фоне долгого замалчивания заслуг Феодорита) объясняет усвоение Трифону некоторой житийной информации, упоминаемой иными исследователями и относящейся к Феодориту. 7. Долгое, в течение пяти лет, совместное пустынножительство Три­ фона и Феодорита убеждает нас в еще одной заслуге Феодорита: в фор­ мировании Трифона как опытного молитвенника, приверженца духов­ ной школы «старцев-заволжцев», или «священнобезмолвствующих». 8. Духовно-нравственная и сакральная характеристика Лаплан­ дии как района миссионерства преподобного Трифона рассмотрена с возможной полнотой. Это позволяет отразить в новой редакции Жития еще одну важную составляющую подвига Преподобного как просветителя народности, имеющей глубокие и древние знания м а­ гического искусства. 9. Пронесенная через столетия любовь лопарского народа к свято­ му Трифону в своей основе имеет их глубочайшую признательность не только за проповеданную им Истинную веру, но и за его самоот­ верженную любовь к этим вечно гонимым, унижаемым и уничтожа­ емым аборигенам Крайнего Севера. Это был первый «плотию креп­ кий», русский защитник лопарей, взявший этот малорослый народец 257

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz