Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Заключение 5. Дана историко-богословская оценка произошедшей в первой по ловине XVI в. смены парадигм в российском государственном строи тельстве, повлекшей за собой радикальные перемены в отношениях Церкви и власти со сменой богословских приоритетов, что породило духовное противостояние прежней, «заволжской» старческой монас тырской школы и новой генерации российского монашества времен созидания империи «Москва - Третий Рим». 6. Указанная выше теоретическая оценка радикальных перемен, происходивших на духовном пространстве Руси XVI в., достаточно наглядно и обстоятельно проиллюстрирована на практическом при мере событий, развернувшихся в монастырях Крайнего Севера: Свято- Троицком Кольском и Свято-Троицком Печенгском. 7. В ходе изучения Жития преподобного Трифона и иных северных житийных произведений была выявлена определенная «северная спе цифика» как общая тенденция формирования образа подвижника в духе северного, «поморского беспоповства». 8. Духовный образ Трифона Печенгского и суть совершенного им жизненного подвига дополняются следующими выводами: • главное дело жизни строителя Печенгского монастыря монаха Трифона состояло не только в созидании небывало мощного бастиона Российской державности на Крайнем Севере. Он повторил подвиг преподобного Иосифа Волоцкого, равно как и иных великих старцев уходящей «заволжской школы», в самоотверженной попытке спас ти высокие подлинные монашеские идеалы в наступивших принци пиально новых российских условиях монастырского строительства. Организационными мерами, дисциплинарным воздействием, силой молитвы и личного примера воспитать массу идущих в монастырь людей нового времени в духе истинного монашества; • личный подвиг спасения Печенгского старца состоял в тяжелой борьбе со своей неукротимой, непомерно страстной натурой, в пре одолении «острожелчия», гневливости и ярости как наследия «ата манского» прошлого. И ные выводы исследования как фактологическая база новой ре дакции Жития преподобного Трифона Печенгского и истории его древнего монастыря следующие: 1. Убедительно показан искусственный характер известной ныне редакции Жития в части, касающейся периода юности Трифона и на писанной в строгом соответствии с известным перечнем «топосов», усвояемых типу святости: «Преподобный, просветитель». 256
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz