Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Трифон Печенгский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2009. -303 с.: ил., факс., карты- (Православные подвижники Кольского Севера) - Кн. с дарств. надписью авт.
Заключение Печенгской первоначальный, а в нем церковь деревянная ж Троицы Живоначальные...». Возвращение обители в пустынь, в сторону от центральных дорог, должно создать необходимые условия для уединенной и молитвен ной жизни братии, возрождения «Трифоновской» старческой школы, черпающей духовные силы в исконных местах подвигов Печенгского Старца - в «месте церковном Живоначальныя Троицы, да тут же ле жит начальник Печенгского монастыря строитель Трифон»1. Т еперь подведем итоги и кратко сформулируем основные р е зультаты проделанной работы. В первую очередь необходимо отметить два особо значимых момента: • впервые с возможной достоверностью установлены даты тра гических событий, произошедших в декабре 1589 г. и, следовательно, определены Дни памяти преподобномучеников Печенгских; • названы до того бывшие неизвестными имена Печенгских муче ников, что явилось одним из условий нынешнего прославления их в Соборе Кольских святых. Иные важные научные результаты в обобщенном виде могут быть представлены следующими выводами: 1. На примере Жития преподобного Трифона Печенгского и истории созданного им монастыря показано существование в средневековой российской агиографии проблемы, связанной с так называемыми «то- посами», узаконивающими допустимость внеисторического подхода при создании житийных произведений. 2. Дана богословская оценка этого «канона жанра» средневековой агиографической литературы в целом, получившего название «топи ки» и «типического жития». 3. Прослежен исторический путь формирования на российской почве канона «искусственного жития» - явления, характеризующего ся сложным переплетением разнообразных факторов, действующих на общем фоне следования русской агиографической литературы в русле традиций мировой (и, в частности, византийской) медиевис тики в целом. 4. Подтверждается мысль о сложившемся к началу XVI столетия едином молитвенном пространстве российского монашества, протя нувшегося от Северной Фиваиды «заволжского» старчества до Пол ночных земель старчества Крайнего Севера. 1 Харузин Н. Н. Русские лопари... Приложение 2. С. 432. 254
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz